Вхождение Михаила Юрьевича в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия
узнала имя его преемника. Его знаменитое стихотворение «Смерть поэта» известно всем. Но писал Лермонтов
уже многие годы. Писал, но не публиковал. Он боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них
были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои
произведения. Одним из них было стихотворение «Бородино». В стихотворении «Бородино» рассказ о войне
доверен старому солдату. Характерно, что поэт сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат
просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи солдата
(«Постой-ка, брат мусью») подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором особой
лексики:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И гора кровавых тел...
ядрам пролетать мешала
Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно
подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй,
основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы пойдем ломить стеною...». Основная мысль
стихотворения выражается в словах: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя ...». В этих
словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Поэт
считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться на это трагическое событие?
Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно общественности, проявился его
вольнолюбивый дух. Для лирики Лермонтова свойственны двойственность в восприятие мира, такая же,
которую он показал в своем романе «Герой нашего времени». В душе Лермонтова был свой идеальный
особый мир, который резко отличался от действительности. «В уме своем я создал мир иной...». Необычайно
широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное
количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о
поисках смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его
стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение («Дума»). «Дума» —
поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому
замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль, высказанную ранее.
Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во
внутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним
их умом». Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о
том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни
убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви ...
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни
на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем
ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Какая ирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в груди остаток чувства...
Мы иссушили ум наукою бесплодной...
К добру и злу послушно равнодушны...
«Дума» — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с
действительностью, но и сделать ничего не могла.
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем
проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами
изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение
сопровождается риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о
чем?" Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта,
желание, а не реальность:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть...
Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам
возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения
поэт, — это контраст природы и внутреннего состояния человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть,
тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия
связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт
другой эпохи».