Михаил Юрьевич Лермонтов через все свое творчество пронес негасимое чувство горячей любви к родине. Любви, которая была выстрадана им, которая содержала в себе боль за свою страну, боль за человека. Чувство родины, по мнению поэта, должно нести в себе деятельное начало, стремление к благородной цели — достижению счастья и свободы для своей страны. Лермонтов любил родину, любил «сильно, пламенно и нежно». Его чувство было многогранным, богатым, пламенным, хотя и противоречивым. Оно заявляло о себе решительно и смело, не боясь осуждения и непонимания.

Само понятие родины для писателя включает в себя множество черт, которые в совокупности и составляют то, что было так близко его сердцу. Это и осознание нелегкой человеческой судьбы, и забота о счастье народа, и осознание прошлого и настоящего страны, и предвидение ее будущего, и готовность идти на бой за честь отчизны. Родина для Лермонтова не только земля, где он родился, где был счастлив и где страдал, не только природа, которая так дорога поэту: прекрасные поля, молчанье степей, колыханье лесов, разливы рек и белая березонька. Его родина — это и весь народ, живущий в тяжких цепях рабства.

Да, Лермонтов любил родину, но любил «странною любовью». Поэту была дорога его отчизна, но в то же время он видел и ее изъяны, язвы на ее теле. Он видел рабскую покорность народа, его смирение, молчаливое страдание и бездействие. И ему было невыносимо больно видеть эту покорность. Именно потому все чаще возникала в его творчестве мысль об изгнании — насильственном или добровольном — как символе протеста против этого бездействия, так как невозможно дальше видеть эти страдания и ничего не делать для избавления от них. Эта мысль — результат долгих размышлений поэта над судьбой родины и над ее вечным недугом — рабством. Эти размышления и отразились в обращении к тучкам — «вечным странникам». Сродни им чувствовал себя сам автор — такой же изгнанник, бегущий из родной стороны. Вынужден ли его побег? Бежит ли он от несправедливости, лжи, зла, насилия? Или странствует в поисках свободы?

Однако к концу своего стихотворения поэт все же приходит к выводу, что нельзя сравнивать его изгнание со странствием небесных туч. Им чужды страсти, их не заботят страдания народа. Он же ищет вдали от родины пути спасения от злой судьбы, стремится к свободе и справедливости. Но он привязан к своей отчизне, обеспокоен ее судьбой. Холодным тучам доступна вечная свобода, потому что «нет у вас родины», а потому нет и «вам изгнания».

Похожие сочинения

  1. «Мой Лермонтов» (2)
    Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей. Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему...смотреть целиком
  2. «Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей»
    Лермонтов, как и Пушкин, входит в нашу жизнь с детства и сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Многим из нас он помогает найти ответы на вопросы, которые волновали и мучили его, как и нас. Лермонтов рано осознал себя «избранником», человеком...смотреть целиком
  3. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова
    Михаил Юрьевич Лермонтов — мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней...смотреть целиком
  4. Образ возлюбленной в лирике М.Ю.Лермонтова
    По характеру дарования М.Ю.Лермонтов, как и А.С.Пушкин, был прежде всего поэтом-лириком. Лирические стихотворения занимают центральное место в его литературном наследии. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания Лермонтова,...смотреть целиком
  5. Романтические черты поэм Лермонтова
    Все это помогает правильно понять отношение Лермонтова к предшествующим литературным традициям, в частности к Байрону. Подобно своему великому предшественнику Пушкину, Лермонтов нашел в личности и творчестве Байрона много близкого себе. «У нас одна душа,...смотреть целиком
  6. «И скучно и грустно, и некому руку подать...»
    Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, “как пламень”, печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Многие современники поэта были людьми бесконечно...смотреть целиком
  7. Краткий анализ реалистических поэм Лермонтова
    Реалистические поэмы. В середине 30-х годов Лермонтов создал несколько поэм реалистического плана. «Тамбовская казначейша» (1837 — 1838) прямо связана с пушкинскими традициями: не случайно она написана онегинской строфой. В ней Лермонтов иронически изображает...смотреть целиком