Михаил Юрьевич Лермонтов говорил страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. Значительную часть своего творчества Он посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.
Особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении \"Пророк\". Нужно отметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем \"Пророке\": \"С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка...\"
Есть в этих двух произведениях преемственность: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал уже результат деятельности пророка.
Оттого-то жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: \"В меня все ближние мои бросали бешено каменья\". \"Шумный град\" встречает героя насмешками \"самолюбивой\" пошлости, презрением.
К тому же различие трактовки образа пророка у Пушкина и Лермонтова заметно в описании их облика. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же придает герою человеческие черты, отмечая даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья. Он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Трагический элемент у Лермонтова усилен. У Лермонтова поэт всегда противостоит обществу. Если стихотворение Пушкина пронизано оптимизмом, верой в свободу и общество, то у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежды и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.
Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как \"Смерть поэта\" и \"Поэт\", \"Журналист, читатель и писатель\" и др. Стихотворение \"Смерть поэта\" не только прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу: за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, кто \"жадною толпой\" стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, \"свободы, гения и славы палачи\" стали причиной смерти поэта.
Нужно отметить, что при всем этом Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. В стихотворении — \"Поэт\" тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет художественный прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь золоченой ненужной игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал \"как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных\") забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий, призывной.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии.
Чувство острого одиночества, которое Лермонтов испытывал на протяжении всей жизни, не могло не отразиться на его творчестве. Избранность поэта, постоянное пребывание \"между двух жизней\", в этом страшном промежутке — увы, это удел поэта. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.