В 1830—1832 годах Лермонтов — студент Московского университета. Два студенческих года, в течение которых не происходило каких-либо значительных внешних событий в жизни поэта, были годами внутреннего стремительного роста, напряженного творчества. Многое интересует студента Лермонтова: новейшие течения в науке и история Новгородской вольницы, игра Мочалова в «Гамлете» и последние произведения Пушкина, концерты приезжих музыкантов и судьба поэта Байрона, погибшего за освобождение Греции. Но среди всего этого — неотступные мысли о необходимости для человека свободы как главного условия счастья. Не случайно пишет он:

* Я молод, но кипят на сердце звуки
* И Байрона достигнуть я б хотел;
* У нас одна душа, одни и те же муки;
* О, если б одинаков был удел!
* («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья»)

Эти мысли-желания бороться за свободу 11 даже погибнуть за нее постоянно встречаются в стихотворениях и поэмах начала 30-х годов («Погибну я за край родной, я это чувствую, я знаю»… «За дело общее, быть может, я паду»…).

* Еще не знаешь ты, кто я,
* Утешься. Нет, не мирной доле,
* Но битвам, родине и воле
* Обречена судьба моя.

Лермонтов быстро убедился в том, что лекции профессоров далеки и от настоящей науки, и от окружающей жизни. Знания давал ему не университет, а углубленное и разнообразное чтение. Оппозиционность студента Лермонтова по отношению к реакционным и бездарным профессорам, участие, в «Маловской истории» привели к тому, что весной 1832 года ему было «посоветовано уйти» из Московского университета.

После просторных университетских аудиторий, где шумно и весело спорили студенты, обстановка военной школы должна была казаться Лермонтову особенно тяжелой: казарменная дисциплина, муштра, отсутствие книг, однообразие повседневных занятий. Лермонтов назовет время своего пребывания здесь «страшными годами». Внешне поэт старается ничем не отличаться от остальных юнкеров, любит казаться веселым, участвовать в разнообразных шутках и проделках (вспомним, что в это время Лермонтову было всего 18 лет). Один из однокашников поэта А. М. Меринский вспоминает: «Лермонтов не был из числа отъявленных шалунов, но любил иногда пошкольничать. По вечерам, когда бывали свободны от занятий, мы часто собирались вокруг рояля; на нем один из юнкеров… аккомпанировал товарищам, певшим хором разные песни. Лермонтов немедленно присоединялся к поющим, прегромко запевал совсем иную песню и сбивал всех с такта; разумеется, при этом поднимался шум, хохот и нападки на Лермонтова» |. Интересно и свидетельство Мерии-ского о том, что,«в юнкерской школе Лермонтов был хорош со всеми товарищами, хотя некоторые не очень любили его за то, что он преследовал их своими остротами и насмешками за все ложное, натянутое и неестественное, что никак не мог переносить».

Лишь немногие из самых близких понимали, что и здесь Лермонтов в глубине души оставался далеким от тех мелких интересов, – которые были свойственны большинству юнкеров. Он скрывал свои раздумья, свою любовь к книгам и поэзии, «не любил давать списывать свои стихотворения, даже и читать». И почти никто не знал, что в пустых классных комнатах поздними вечерами юнкер Лермонтов пишет роман о крестьянском восстании, в котором решительно осуждает жестокость помещиков и понимает справедливость народного возмездия: «

Похожие сочинения

  1. «Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей»
    Лермонтов, как и Пушкин, входит в нашу жизнь с детства и сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Многим из нас он помогает найти ответы на вопросы, которые волновали и мучили его, как и нас. Лермонтов рано осознал себя «избранником», человеком...смотреть целиком
  2. Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
    Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С.Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рождённое слово. М. Ю. Лермонтов «есть речи значенье» План. I что без страданий жизнь поэта (строки...смотреть целиком
  3. Тема "Маленького" человека в творчестве Лермонтова
    Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема "маленького человека" постоянно присутствует в их творчестве. Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не...смотреть целиком
  4. Читая стихотворения М. Ю. Лермонтова
    Судьба Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой короткой, стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Вглядимся в портреты Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное внутренней тревогой лицо, в эти громадные, бездонные глаза....смотреть целиком
  5. Образ возлюбленной в лирике М.Ю.Лермонтова
    По характеру дарования М.Ю.Лермонтов, как и А.С.Пушкин, был прежде всего поэтом-лириком. Лирические стихотворения занимают центральное место в его литературном наследии. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания Лермонтова,...смотреть целиком
  6. Язык мысли и голос страстей
    О Лермонтов, презрением могучим К бездушным людям, к мелким их страстям, Ты был подобен молниям и тучам, Бегущим по нетронутым путям, Где только гром гремит псалмом певучим. Константин Бальмонт Михаила Юрьевича Лермонтова по...смотреть целиком
  7. Тема Родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
    Стихотворения Лермонтова о природе характеризуются главным образом соответствием духовной жизни человека («родня с душой») или, наоборот, представляют собой контраст душевному состоянию героя, фон его переживаний — часто общественного характера. Отсюда...смотреть целиком