Смерть великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла всю страну. Весть о его гибели от руки иностранца Дантеса быстро распространилась. Это событие сразу всколыхнуло все вокруг. Внезапно все осознали величие гения Пушкина. И тут же в обществе стали распространяться легенды о верности поэта власти, усиленно создавался образ великого верноподданного.

Но вдруг среди всей этой суеты раздался громкий голос скорби, гнева и правды. Это был голос молодого корнета Михаила Лермонтова, прозвучавший в его стихотворении «Смерть Поэта». В нем не было отчаяния. Убийство Пушкина пробудило жажду протеста, стремление отомстить тем, кто так долго травил и преследовал поэта. Его гибель Лермонтов переживал как великую личную и общественную утрату. Кроме того, он видел в ней не просто смерть отдельного человека, неизбежную для всех: он указывал на несовместимость Александра Сергеевича со всей системой самодержавия. Он говорит в своем стихотворении не о случайной гибели на дуэли, а о преднамеренном убийстве. И убийцы, по его твердому убеждению, находятся под защитой властей. Именно убийцы, а не убийца, так как Лермонтов обвиняет в преступлении весь высший свет и требует наказания не только Дантесу, но и всем «соучастникам». Автор не просто восклицает «Погиб Поэт!», но и решительно объясняет масштаб всей трагедии. Пушкина оклеветали, предали позору, вынудили восстать против враждебного, оскорбительного мнения света.

Лермонтов решительно опровергает слухи о преданности Пушкина царю и о благосклонности к нему самих представителей власти, гневно обращаясь к ним с вопросом:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Поэт погиб именно потому, что он, «оклеветанный молвой», стал «невольником чести», не смог остаться равнодушным к «мелочным обидам», решил во что бы то ни стало восстановить справедливость. И слова «клевета», «позор», «обида» здесь выражают гневное обвинение, точное определение положения Пушкина в светском обществе. Он должен был отомстить, но его надеждам не суждено было сбыться. В душном мире завистников, клеветников и лицемеров нет места чистым страстям, верной дружбе, благодарности и справедливости. Автор словно заглядывает в самую глубину сердца великого поэта:

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Гнев удивительным образом сочетается в душе Лермонтова с чувством искренней любви к погибшему гению. Проклиная Дантеса, он срывает с него маску благородного дуэлянта. И вместе с ним он проклинает всех «ловцов счастья и чинов», тех, кто бежал от гнева народа и поступал на службу к царю. Его обвинения направлены и на новую знать, на честолюбцев, на всех тех, кто «жадною толпой» стоит у трона. Поэт разоблачает их, раскрывает их истинную сущность, представляет их палачами «Свободы, Гения и Славы».

Лермонтов создает образ одинокого, но безумно смелого вольнолюбивого поэта. Пушкин, отстаивая свободу человечества в рабской стране, предстает перед нами в своем истинном облике поэта-пророка. «Его свободный смелый дар» был даром всего русского народа. Восставая «против мнений света», он предвещал неизбежность великих битв и преобразований, борьбы народа за справедливость. Именно поэтому Лермонтов заканчивает свое стихотворение пророческим предсказанием революции, в которой люди поднимутся и отомстят за своего поэта.

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь! —

эти слова обращены ко всей существовавшей несправедливой системе власти и всем, кто имел к ней отношение. Поэт, не страшась, грозит им справедливым, грозным судом, который видит все их подлые, низкие дела и мысли, который «не доступен звону злата». И от этого суда нет спасения в злословье и обмане. Его приговор суров и непременно будет исполнен.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» явилось доказательством того, что появился не просто молодой талантливый поэт, а настоящий наследник Пушкина. Он обращается со смелым воззванием И народу: подняться за свою «честь», «гордость», «свободу», «язык и нравы», за «сердце вольное» и «дивный гений» любимого поэта. Ведь в гении поэта — гений народа. В этом произведении, исполненном гнева и печали, уже четко слышится мятежный дух его автора, который в дальнейшем усилится и станет главным мотивом всего его творчества.

Похожие сочинения

  1. «Мой Лермонтов» (2)
    Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей. Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему...смотреть целиком
  2. «Мой Лермонтов» (1)
    У каждого человека есть свой любимый поэт, стихи которого могут поддержать в трудные минуты, помочь преодолеть в себе слабость, ободрить, подсказать. Для меня таким поэтом является М. Ю. Лермонтов. Именно он умеет найти слова, помогающие лучше понять,...смотреть целиком
  3. Основные мотивы лирики Лермонтова
    Лермонтов для меня — это прежде всего, еще с детских лет, «Белеет парус одинокий». Может, потому что эти строки впервые прозвучали на морском берегу, словно звуковым фоном к маленькой белой капельке, мелькавшей на синем горизонте, загадочной и волшебной...смотреть целиком
  4. Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века)
    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. («Дума». Лермонтов) Эти строки – крик мятежной души, пытающейся обрести жизненный идеал – и не находящий...смотреть целиком
  5. Гражданские мотивы в лирике Лермонтова
    И скажите, В чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе за десять лет спадает вся общественная энергия, и импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын («Раковый корпус») После разгрома восстания...смотреть целиком
  6. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПРОРОК”
    В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение “Пророк”. Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал А. Пушкина из Михайловского в Петербург, поэт захватывает листок со стихотворением с собой. Почему...смотреть целиком
  7. Aнализ ранних поэм Лермонтова
    Ранние поэмы. К жанру поэмы Лермонтов обращается в самом начале своего творческого пути. Всего он написал около 30 поэм,— большинство из них в ранний период. Поэмы появляются у юного поэта в неразрывной связи с его лирикой; в них развиваются те же идеи,...смотреть целиком