Лермонтов, как и Пушкин, входит в нашу жизнь с детства и сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Многим из нас он помогает найти ответы на вопросы, которые волновали и мучили его, как и нас.

Лермонтов рано осознал себя «избранником», человеком загадочной и трагической судьбы:

В уме своем я создал мир иной

И образов иных существованье.

Природа наградила его гениальным даром, это было ясно всем, кто с ним общался, и ему самому. Юноша Лермонтов верил, что героические личности (и он в том числе) способны разрешить коренные вопросы нравственного и социального устроения мира.

Нравственный идеал Лермонтова — гармоничный и совершенный мир, где земное слитно с небесным, духовное с природным, где все полно отрады, красоты, воли:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит:

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Лермонтов был тем человеком, который понимал, о чем говорят друг с другом звезды, о чем шелестит «вечно зеленея темный дуб», ему пел неземной «сладкий голос». Чувство единения с природой, понимание природы приносят поэту минуты высочайшей радости и наслаждения. Ему близка и понятна природа средней полосы России и Кавказа, он был очарован Таманью и Пятигорском. Читая лермонтовские описания природы, мы видим торжество его гения, о котором так мечтал поэт.

Поэт жаждал света, простоты и сердечности, но в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы.

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

В этом мире в ответ на откровение души поэта его возлюбленная

... покачала головой,

Сказав, что разум болен мой,

Желаньем вздорным ослепленный.

В этом мире нищему, пользуясь его слепотой,

... кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Между поэтом и действительностью, которая уничтожала и унижала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения. Существующий порядок с его моральными нормами отрицал достоинство личности. Следовательно, нравственной обязанностью поэта, отстаивающего права и свободу, стало полное и бескомпромиссное неприятие враждебного общества. Так возник гордый романтический образ лирики Лермонтова.

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

Поэт понимает, что его противостояние с обществом не может разрешиться мирно:

Я знал: удар судьбы меня не обойдет; Я знал, что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдет.

Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу:

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей...

Я грудью шел вперед, я жертвовал собой...

роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их гордыми и мятежными героями. Однако эти мечты оказываются неисполненными: никто не требует от поэта отваги, самоотдачи.

Герой лирики Лермонтова противостоит не только обществу, где правят:

... надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов...

но часто самому мирозданию и его творцу. Что же любит поэт? Что приносит утешение его измученной душе?

... я родину люблю,

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать;

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшийся с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

Несмотря на горький жизненный опыт, поэт мечтает о счастье, радости, но не надеется их достичь. Теперь его мечты о том,

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Похожие сочинения

  1. Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.
    Русская литература - литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. С 1828 по 1832 годы Лермонтов...смотреть целиком
  2. Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю.Лермонтова
    Тема творчества – одна из центральных в лирике М.Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Идеалом для него стал Байрон, английский поэт-романтик....смотреть целиком
  3. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
    В одном из своих самых известных произведений - стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, - молодой поэт выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры. Лирика...смотреть целиком
  4. Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова.
    Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества....смотреть целиком
  5. Демократическая направленность произведений Лермонтова
    Лермонтов самостоятельно подошел к своим источникам, не следуя прямо пи одному из них. У Карамзина Иван Грозный только деспот и тиран, жестокость которого историк объяснял извращенностью его натуры. В фольклоре, в частности в исторической песне о Мастрюке,...смотреть целиком
  6. «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь»(2)
    Смерть великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла всю страну. Весть о его гибели от руки иностранца Дантеса быстро распространилась. Это событие сразу всколыхнуло все вокруг. Внезапно все осознали величие гения Пушкина. И тут же в обществе стали...смотреть целиком
  7. Тема Родины и патриотическая тематика в творчестве Лермонтова
    Новый оттенок в трактовке того же мотива содержится и в известном стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841). В нем подводится своеобразный итог долгим раздумьям Лермонтова над проблемой «человек и природа», о которой много писали и спорили поэты-«любомудры»,...смотреть целиком