Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось Лермонтову, пройдет по жизни, не оставив следа в истории, вытесняет из его сознания и его творчества юношескую мечту о романтическом подвиге. Лермонтов чувствует необходимость сказать современному человеку правду о \"плачевном состоянии\" его духа и совести. Малодушие, безволие, жизнь без надежды на будущее были характерны для людей того времени.

Не только враги, но даже и те, ради кого поэт говорил правду, обвиняли его в клевете на современное общество. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в \"охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь\" веру Лермонтова в достоинство жизни и человека. В юности поэт рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, верных клятве, гибнущих за родину, за идею. В окружающей жизни их не было.


В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. Таков Арбенин, таков Печорин. Таков и сам Лермонтов. Своим героям он придавал собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.

Ненависть к \"стране господ\", отрицание славы, купленной кровью, еще больше обостряли любовь Лермонтова к \"печальным деревням\" и к \"холодному молчанию русских степей\". Чувство Родины пронизывает лермонтовскую лирику. Патриотическое чувство поэта достигает высокой ясности, осознанности.

Это ярко проявляется в стихотворении \"Родина\". Поэт не просто утверждает, что любит, а как бы анализирует свое отношение к России. В первых строках автор подчеркивает не только странность своей любви, а ее исключительность. Ведь как иначе можно расценить строчку: \"С отрадой, многим незнакомой\". Это чувство не придуманное, не заимствованное ни у кого. Пейзаж в \"Родине\" — это поначалу картины монументальные, величественные. Это большой мир России, ее степи, леса, реки. Взор поэта охватывает огромные географические пространства. Душе Лермонтова близок этот размах: \"...лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям... \". От монументальности, от величавой неподвижности через мотивы дороги поэт приходит к России, полной движения и жизни. От огромного пространства он переходит к изображению \"малой родины\", показанной конкретно, с нежностью и теплотой.Читатель видит \"с резными ставнями окно\", \"полное гумно\", \"чету белеющих берез\" и постепенно входит в мир народной, крестьянской жизни.

Лермонтовская Россия населена бодрым, мужественным и храбрым народом, в котором поэт готов видеть вершителей истории. В \"Родине\" поэт полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к новым завоеваниям. При этом вспоминаются стихотворения \"Валерик\" и \"Завещание\", где поэт изображает горькие подробности войны и ее прозаическую изнанку. Россия, которой поэт отдает свою любовь, — это Россия крестьянская, солдатская, народная.

Пристальный взгляд поэта отмечает конкретных людей из народа, он присматривается к ним внимательно и сочувственно.

На берегу, под тенью дуба,

Пройдя завалов первый ряд,

Стоял кружок. Один солдат

Был на коленях; мрачно, грубо

Казалось выраженье лиц,

Но слезы капали с ресниц,

Покрытых пылью... на шинели,

Спиною к дереву, лежал

Их капитан. Он умирал...

\"Во всех своих стихах он мрачен и капризен, но чуть лишь коснется народа, тут он светел и ясен\", — писал о Лермонтове Федор Михайлович Достоевский. И это действительно так.

Для понимания народного характера в его первозданном, неискаженном виде поэт обращается к прошлому. В стихотворении \"Бородино\" воплощено представление о сильных и отважных героях. Герои Отечественной войны 1812 года проявили самоотверженность и мужество, могучую духовную силу русского человека. \"Могучее, лихое племя, богатыри\", готовые \"постоять головою за Родину свою\", — вот портрет этих людей. Поэт доверяет солдату-повествователю суд над современным поколением и верит в справедливость этого суда:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Впервые в поэзии с большой художественной силой и убедительностью был показан образ простого солдата, зазвучала народная речь, выразилось народное мировоззрение.

При жизни поэту удалось выпустить сборник своих произведений, который он собирал и редактировал сам. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Такова была его взыскательность по отношению к себе и своему творчеству. Все совместилось в той маленькой книжке — старинный сказ \"Песни про царя Ивана Васильевича...\" и простая речь бородинского ветерана; тихая молитва о счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, и горечь разлуки с родиной, холодное отчаяние в строках \"И скучно, и грустно...\" и нежный разговор с ребенком; трагическая мысль \"Думы\" и страстный разговор Терека с Каспием, память о погибшем изгнаннике и угроза великосветской черни, жажда свободы Мцыри и песня влюбленной рыбки, пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России. Все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта.

Таким и был Лермонтов, только натура и личность его были еще богаче, потому что в эту книжку не вошли ни \"Демон\", ни \"Маскарад\", ни \"Герой нашего времени\", ни стихотворения последнего года его жизни.

Поэзия Лермонтова полна контрастов. Но смена душевных переживаний сочетается у него с верностью излюбленным идеям и образам, что придает его поэзии удивительное своеобразие, неповторимость. Недаром любимым поэтическим средством поэта является антитеза — столкновение противоположных понятий. Это \"день первый\" — \"день последний\", \"позор\" — \"торжество\", \"паденье\" — \"победа\", \"свиданье\" — \"разлука\", \"демоны\" — \"ангелы\", \"небо\" — \"ад\", \"блаженство\" — \"страданье\".

Другой излюбленный прием поэта — анафора, то есть настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Сам стих много говорит о личности его творца, о его характере, о его страсти!