Лермонтов начал писать лирические стихи рано. За годы с 1828 по 1832 (годы учения в Благородном пансионе и университете) он создал около 300 стихотворений, представляющих собой лирическую исповедь поэта. Правильно понять основную направленность лирики Лермонтова можно, лишь уяснив себе ту социально-политическую обстановку, какая сложилась в то время и оказала влияние на формирование Лермонтова как человека и как поэта.
Конец 20-х и начало 30-х годов, на которые приходится лирика юноши-поэта, были годами мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристов. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Лирика Лермонтова. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Реакция захватила не только правительственные и великосветские круги, но и основную массу дворянского общества.
Но как ни старались правительственные круги во главе с Николаем I выкорчевать идеи декабризма, они оказались не в состоянии сделать это. «Гром пушек на Исаакиевской площади разбудил целое поколение»,— справедливо отметил Герцен. Идеи декабризма не умерли. Они были восприняты лучшими, передовыми людьми 30-х годов. К ним принадлежали Герцен, Огарёв, Белинский. Наследником декабристских идей был и Лермонтов.
Поэзия Лермонтова была совершеннейшим выражением идейной жизни 30-х годов. «По этому признаку,— говорит Белинский,— мы узнаём в нём поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова,— поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
Ранняя лирика Лермонтова
Ранний Лермонтов — романтик. Его юношеская лирика — Это поэтический дневник человека, углубленного в познание самого себя, противопоставляющего свою личность обществу, окружаюшей его ничтожной, пошлой жизни. В своих лирических раздумьях Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления, говорит о своей жажде применить на практике богатые силы души, талант и знания.
Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. («1831-го июня 11 дня»).
Герой этих стихотворений — борец за свободу, человек великих страстей и исканий. Раскрытие душевного мира этого лирического героя составляет основное содержание ранней лирики Лермонтова.
Глубокая неудовлетворённость современной действительностью, неутолимое желание свободы и горячая жажда деятельности, протест против крепостного права и самодержавно-полицейского режима роднили Лермонтова с декабристами. В 1829 году пятнадцатилетний поэт в стихотворении «Жалоба турка» выражает протест против политической и общественной реакции последекабрьской эпохи. Устами «турка» мальчик-поэт говорит, что на его родине...рано жизнь тяжка бывает для людей... Там стонет человек от рабства и цепей!..
В «Предсказании», написанном в 1830 году, когда в России произошли холерные бунты и начинались волнения в Новгородской губернии, поэт говорит об ожидаемой им народной революции в России:
Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт.
В стихотворении, озаглавленном «Париж 30 июля 1830 г.», Лермонтов приветствует французскую революцию:
И загорелся страшный бой;
И знамя вольности как дух
Идёт пред гордою толпой.
В пролитой на улицах и площадях
Парижа народной крови поэт обвиняет короля:
О! чем Заплатишь ты, тиран,
За эту праведную кровь,
За кровь людей, за кровь граждан.
Стихотворения этого периода написаны в приподнятом, возвышенном тоне. Широкое применение различных эпитетов и метафор, сопоставление противоположных друг другу понятий (добра и зла, ангела и демона, рая и ада, неба и земли) отличают ранние стихи Лермонтова.
Лирика второй период (1837 – 1841)
Второй период в развитии лирики Лермонтова начинается с 1837 года, со стихотворения «Смерть поэта - Центральная тема его лирики — личность в её отношении к обществу — теперь ставится по-иному. Лермонтов начинает ближе присматриваться к жизни своего века, к окружающей его действительности. Лермонтов-романтик перерастает в поэта-реалиста, непримиримо относящегося к российской действительности, поэта, выражающего идейные устремления передовых людей 30-х и 40-х годов.