Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении «Стансы» появляется новое осмысление этой

Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в Отчизне не прощусь
Никто о мне не пожалеет!

Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения:

Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой.

Тема изгнанничества является центральной в стихотворении «Тучи». Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они «вечные странники», а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже -изгнанниками». Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север- Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество
В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.
В стихотворении «Желанье» лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:

Дайте раз на жизнь и мне волю,
Как на чуждую мне долю.
Посмотреть поближе мне

А в стихотворении «Узник» мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу:

Одинок я — нет отрады стены голые кругом…

Эта тема развивается в балладе «Пленный рыцарь». Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:
Нет на устах моих грешной молитвы.
Нету ми песен во славу любезной…

У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему «голову давит», «шлема забрало — решетка бойницы», щит — дубовые двери темницы». Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки.
Смерть, как приедем, подержит мне стремя:
Слезу и сдерну с лица я забрало!
Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.

Период «безвременья» 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В.Г Белинского, «…нет пушкинского разгула на пиру жизни».
Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М.Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.

Похожие сочинения

  1. "Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова
    "Лишний человек", "лишние люди", "галерея лишних людей" - откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова,...смотреть целиком
  2. Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова.
    Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества....смотреть целиком
  3. Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова
    Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя "избранником" судьбы, "странной" и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком,...смотреть целиком
  4. Демократическая направленность произведений Лермонтова
    Лермонтов самостоятельно подошел к своим источникам, не следуя прямо пи одному из них. У Карамзина Иван Грозный только деспот и тиран, жестокость которого историк объяснял извращенностью его натуры. В фольклоре, в частности в исторической песне о Мастрюке,...смотреть целиком
  5. Процесс духовного развития русского поэта (Лермонтов)
    Эти суждения о прошлом опыте литературы нужны были Чернышевскому для обоснования своего основного тезиса о новаторском характере психологизма Толстого. «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов...смотреть целиком
  6. Какие основные мотивы лирики Лермонтова
    М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из «пламя и света», т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство...смотреть целиком
  7. Особенности перевода Лермонтовым стихотворений Гете и Гейне
    Читатели на слово «перевод» часто не обращают внимания, воспринимают как нечто, само собой разумеющееся: «А как бы мы иначе прочитали?». Разве что иногда, когда зачитывают вслух какойто фрагмент текста, кто-то в классе удивляется: «А почему у меня не...смотреть целиком