Содержание следующей по времени тетради относится к началу весны и лету 1830 года. Тетрадь размера обычной ученической, без обложки, исписана выцветшими чернилами. Она состоит из 35 листов. На первой странице, сверху, надпись: «Разные стихотворения», и под строкой, посредине, подпись: «1830 год». Тетрадь беловая. Лермонтов переносил в нее стихотворения, написанные в другом месте. Поэтому хронологическая последовательность в ней отсутствует. Так, например, после стихотворения, написанного в конце лета, перед отъездом из Середникова, следует стихотворение с датой 16 мая. В то же время бывали случаи, когда тетрадь служила черновиком и стихотворения писались в нее непосредственно. Местами такие черновые записи идут друг за другом, и тетрадь превращается в поэтический дневник. В своих приписках к заглавиям Лермонтов нередко указывает, когда стихотворение написано, при каких условиях, где и что послужило поводом.

Литературное содержание тетради многообразно. Лирические стихотворения и дневниковые записи чередуются с сюжетами драматических произведений и набросками отдельных сцен. Основная тема драматических замыслов — ценность человеческой личности, независимо от знатности и богатства. Мы находим в ней штрихи для характеристики Лермонтова — то, что свидетельствует о его вкусах и привычках, те детали, без которых нельзя воссоздать человеческую личность.

Еще зимой воспитатель Лермонтова отметил на полях его тетради, что юноша-поэт в своем творчестве стал отступать от установленной морали. Новая тетрадь начинается с рассуждений об относительности понятий добра и зла:

* Поверь: великое — земное
* Различно с мыслями людей.
* Сверши с успехом дело злое
* Велик; не удалось — злодей…

Тему относительности понятий добра и зла Лермонтов разрабатывает и в драме «Испанцы», которую он начал в той же тетради. В черновом прозаическом отрывке на одной из страниц идут рассуждения о бессмысленности человеческого существования, которые Лермонтов использует в драме «человеческий род» — зачеркнуто и сверху надписано: «природа» — «подобна печи, откуда вылетают искры. Природа производит иных умнее, других глупее; одни известны, другие неизвестны. Из печи вылетают искры одни больше, другие темнее, одни долго, другие мгновенье светят; но все-таки они погаснут и исчезнут без следа; подобно им последуют другие так же без последствий, пока печь погаснет сама: тогда весь пепел соберут в кучу и выбросят; так и с нами» ‘.

В лирических стихотворениях тетради Лермонтов постоянно касается проблемы жизни и смерти.

Весной 1832 года Лермонтов с чувством национальной гордости резко подчеркнул свое отличие от Байрона, отчетливо’ выразил мысль о своей самобытности:

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Юноша-поэт горячо сочувствует всем народам, борющимся за свободу и национальную независимость. На одной из страниц тетради он выражает свои симпатии народам Кавказа в их борьбе с русским царизмом:

* Кавказ! далекая страна!
* Жилище вольности простой!
* И ты несчастьями полна
* И окровавлена войной!…

Рядом, на развороте, в стихотворении «Утро на Кавказе» Лермонтов делает реалистический и художественный набросок кавказского пейзажа. В нем все еще живы детские воспоминания Кавказа. Под впечатлением нарастающей волны крестьянских восстаний Лермонтов рисует картину народной революции в России:

* Настанет год, России черный год,
* Когда царей корона упадет;
* Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
* И пища многих будет смерть и кровь…

Эта картина не пугает юного Лермонтова, хотя его семьи и коснулась одна из вспышек народного восстания. Летом 1830 года, во время холерного бунта, в Севастополе был убит дед Лермонтова — Н. А. Столыпин. Вождя восставшего, обуреваемого справедливой местью народа он рисует в виде романтического героя, «мощного человека» с «возвышенным челом» и «булатным ножом» в руках. Это стихотворение Лермонтов называет «(Предсказание)» и делает к нему приписку: «(это мечта)».

* И зарево окрасит волны рек:# В тот день явится мощный человек,
# И ты его узнаешь — и поймешь,
# Зачем в руке его булатный нож;
# И горе для тебя! — твой плач, твой стон
# Ему тогда покажется смешон;
# И будет все ужасно, мрачно в нем,
# Как плащ его с возвышенным челом.

В самый трудный для Лермонтова период ломки старого в его сознании уже намечается оптимистическое решение победа жизни. «Люблю мучения земли», — пишет Лермонтов 16 мая, а вернувшись из Середникова, набело переписывает это стихотворение в свою тетрадь. Он верит, что страдания его поколения должны подготовить почву для счастья грядущего человечества.

Похожие сочинения

  1. «Мой Лермонтов» (2)
    Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей. Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему...смотреть целиком
  2. Патриотические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. Сложность патриотического чувства поэта («Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.)
    В ранней лирике М. Ю. Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства («Жалобы турка»), прославление революционного подвига («10 июля (1830)»), возвеличение былого могущества России («Новгород», «Приветствую тебя, воинственных славян...»). Социальные...смотреть целиком
  3. Тема Родины и патриотическая тематика в творчестве Лермонтова
    Новый оттенок в трактовке того же мотива содержится и в известном стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841). В нем подводится своеобразный итог долгим раздумьям Лермонтова над проблемой «человек и природа», о которой много писали и спорили поэты-«любомудры»,...смотреть целиком
  4. Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
    Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы...смотреть целиком
  5. Демократическая направленность произведений Лермонтова
    Лермонтов самостоятельно подошел к своим источникам, не следуя прямо пи одному из них. У Карамзина Иван Грозный только деспот и тиран, жестокость которого историк объяснял извращенностью его натуры. В фольклоре, в частности в исторической песне о Мастрюке,...смотреть целиком
  6. «И скучно и грустно, и некому руку подать...»
    Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, “как пламень”, печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Многие современники поэта были людьми бесконечно...смотреть целиком
  7. Романтическое мироощущение в поэзии М. Ю. Лермонтова
    Лермонтов — поэт юности, именно в юношеские годы им грезят и упиваются. Меня больше всего привлекает в нем романтика, мятежность, героичность, мечтательность, вера в высокие идеалы. Очень часто бывают такие минуты, когда чувствуешь себя одиноким в этом...смотреть целиком