Любовные стихи раннего Лермонтова не столько о ней, сколько о нем. В отличие от многих предшественников у Лермонтова мотив любви обычно осложнен всем комплексом идей, присущих его лирическому герою: обычно здесь же присутствует мысль о его высоком предназначении, непонятости, одиночестве и т. п. Любовь «лермонтовского человека» всегда несчастлива, приносит ему только страдания и горечь, а нередко и желание мести. Сразу же следует заметить, что в позднейшей лирике любовь, даже безнадежная или неразделенная, выступает у поэта и как светлое чувство («Ребенку», 1840; «Нет, не тебя так пылко я люблю…», 1841). Впрочем, в этих стихах мысль поэта обращена только к невозвратно исчезнувшему, былому чувству.

В середине 30-х годов происходят определенные изменения в творчестве Лермонтова вообще и в его лирике в частности. Отношения поэта и действительности, проблема героя и «толпы» даны теперь не однолинейно, а более сложно, диалектически. Оторванность «лермонтовского человека» от общества воспринимается не только для констатации беды героя, обреченного на непонимание, но и для осмысления его трагической вины. Эта новая позиция Лермонтова выражена в ого программном стихотворении «Не верь себе…» (1839). Образ «молодого мечтателя», изображенного с несомненной симпатией и сочувствием, все же от автора отделен, дан объективно, «со стороны». Впервые возникает эстетически равноправный образ «толпы», предъявляющей свои претензии к герою, который занят только своими личными переживаниями и не видит страдании других людей. Оказывается, что нравственные мучения могут быть достоянием не только избранной личности, но и толпы»:

* «А между тем из них едва ли есть один,
* Тяжелой пыткой не измятый».

В лирике Лермонтова появляется и другое «я» (или «мы»). Поэт воспроизводит и иную точку зрения, передающую народное сознание и противопоставленную индивидуалистическому миру «мечтателя», занятого только собой. Происходит важный процесс развития лермонтовского творчества, которое, оставаясь в основе своей романтическим, осложняется и обогащается новыми тенденциями. Изображение героя и действительности становится объективней, конкретней, связывается с воспроизведением определенной социальной среды, быта, народных персонажей.

Похожие сочинения

  1. «Мой Лермонтов» (2)
    Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей. Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему...смотреть целиком
  2. В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова
    И ненавидим мы, И любим мы случайно. М.Ю. Лермонтов. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в...смотреть целиком
  3. Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
    ...Содержание, добытое со дна глубочайшейи могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда... В. Г. Белинский Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой...смотреть целиком
  4. Тема Родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
    Стихотворения Лермонтова о природе характеризуются главным образом соответствием духовной жизни человека («родня с душой») или, наоборот, представляют собой контраст душевному состоянию героя, фон его переживаний — часто общественного характера. Отсюда...смотреть целиком
  5. Природа в лирике М.Ю. Лермонтова
    Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи — рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность,...смотреть целиком
  6. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
    В одном из своих самых известных произведений - стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, - молодой поэт выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры. Лирика...смотреть целиком
  7. Тема любви в лирике Лермонтова
    И ненавидим мы, И любим мы случайно. М.Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма...смотреть целиком