Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период тема одиночества раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Но позже в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:

Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни г кем в отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет! Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества. Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой...

В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.

Так, в стихотворении «Желанье» («Отворите мне темницу...»), написанном в 1832 году, лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:

Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне.

Но во второй части появляется «дворец высокий» с фонтаном, который бы «в мечтаньях рая... / Усыплял и пробуждал». Повторы, обилие внутренних созвучий, анафоры, постоянные эпитеты придают стихотворению черты фольклорной песенности.

«Узник» (1837) написан под арестом перед первой ссылкой. Теперь мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода мыслится единственной подлинной ценностью, даже без девицы и дворца. Первой строфе из восьми строк противостоят две таких же. Вторая часть начинается-словами: «Но окно тюрьмы высоко...», а заканчивается — «ходит в тишине ночной безответный часовой».

«Черноокая» и конь здесь тоже фигурируют, но именно как недостающая мечта. Последняя строфа («Одинок я — нет отрады:/Стены голые кругом...») лишь описывает место заключения. Акцент сделан не на мечтах о свободе, а на факте непреодолимой несвободы. К «тюремной» теме примыкает тема изгнанничества. «Тучи» (1840). Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — устойчивые символы свободы и беспечности, а лирический герой «Туч» несвободен и подавлен: тучки, с которыми он сопоставляет себя, — «вечные странники», но не изгнанники, вопреки первоначальному сравнению; грусть героя — лирическая доминанта стихотворения, окольцованного словами «изгнанники» и «изгнания». Неслучайно обращение к тучам нежное — «тучки», а в заглавии стоит мрачное «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север» со «степью лазурною». Жанр «Туч» — соединение элегии с романсом. Для романса характерно мелодическое трехчастное построение: сравнительно ровная интонация первой строфы, подъем на вопросах второй и понижающий интонацию ответ на них в третьей строфе. Вопросы героя выражают не только тоску, но и бесконечное одиночество героя-изгнанника.

Похожие сочинения

  1. Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
    Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С.Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рождённое слово. М. Ю. Лермонтов «есть речи значенье» План. I что без страданий жизнь поэта (строки...смотреть целиком
  2. Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    “Поэт совсем другой эпохи” — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество....смотреть целиком
  3. Биография М.Ю. Лермонтова
    М. Ю. Лермонтов — поэт, писатель, драматург. Он родился в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши,...смотреть целиком
  4. Образ возлюбленной в лирике М.Ю.Лермонтова
    По характеру дарования М.Ю.Лермонтов, как и А.С.Пушкин, был прежде всего поэтом-лириком. Лирические стихотворения занимают центральное место в его литературном наследии. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания Лермонтова,...смотреть целиком
  5. Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова.
    Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества....смотреть целиком
  6. Гражданская тема в лирике Лермонтова
    И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В.одном и том же народе за каких-нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, и импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын. «Раковый корпус» После...смотреть целиком
  7. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Пушкин и Лермонтов. Их имена рядом на небосклоне русской поэзии. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства, поэтому так интересны и важны для нас их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы...смотреть целиком