У нас одна душа, одни и те самые мучения;
Становление Лермонтова-Художника отображает его лирический герой. Сначала – это непосредственно связанный с личностью самого автора искатель высоких общественных идеалов, который напряженно думает над судьбой человека и Вселенной. Лермонтов глубоко и всесторонне изучал мировую литературу, философию. И эту литературу и философию он сделал частью своего собственного опыта. Он по-новому открыл для русских читателей Байрона. После поражения декабристов в России на границе 20- 30-х лет остро ощущался духовный гнет, скованность общественной мысли. Поэтому байроновская «мировая скорбь», разочарование становятся чуть ли не единой формой проявления общественного сознания, протеста. Лермонтов сразу же провозгласил свою внутреннюю родственность с поэзией Байрона:
Ощущая себя большой, как мироздание, душа лирического героя Лермонтова знает о своем назначении. Но космический масштаб души не исключал ее индивидуальный, даже глубоко интимного источника. Наверно, лишь в творчестве Лермонтова эти два начал так естественно, органически объединяются.
Перевод Т. Некура
Один из последних произведений Г. Лермонтова – поэзия «На дорогую иду я в одиночестве…». Лирический герой этой поэзии воспринимает беспредельность пространства и бесконечность времени как щедрый дар. Его захватывает красота Вселенной, и именно этим чувством он обогащает, исполняет Вселенная и оказывается равным ему.
Вывод. В лирике отобразились творческие поиски поэта, факты биографии и общественные явления эпохи. Ведущий мотив одинокости, на которую обреченный человек, тесно связанный с мотивом свободы.
Антитеза земного и небесного – одна из ярких особенностей ранней лирики. Лирический герой не удовлетворяется «земным», его одинаково пугают и законченность земного пути человека, и низость земного существования. Но вместе с возражением «земного» в душе лирического героя живое «жажда бытия».
Лирические произведения занимают видное место в творческом наследстве М. Ю. Лермонтова. Именно поэзии принесли ему еще за жизнь славу второго после О. С. Пушкина поэта.
Опорные слова: свобода и одинокость, лирический герой, пробуждение самосознания, стихия свободы.
Если бы же одинаковым и был участь!..
В лирике последних лет жизни чаще возникает тема современности, а его лирический герой теряет ощущение трагической одиночества. В «Думе» лирический герой становится частицей мира, несет ответственность за него вместе со всеми. Не случайно вместо лирического «я» возникает обобщенное – «мы»: «мы рано вянем», «мы и ненавидим, и дорогим случайно», «пройдем по миру мы без шума и следа». Ощутив себя частицей своего поколения, лирический герой получил способность более полной и глубокой оценки жизни.
Лирика этих лет отбивает и еще одно существенное изменение художественного мировоззрения поэта. Ощутимым есть мотив духовной свободы, но не демонической, а человеческой. Поэма «Мцири» стала своеобразным итогом таких творческих поисков. Поэма романтическая, но в ней коренным образом пересмотренная вся романтическая ситуация. Побег героя – хорошо известный мотив романтических произведений, следует припомнить произведения Байрона, Пушкина. Но для лермантовского героя бегство становится возвратным путем, возвращением к миру своего детства, в естественную для него среда. Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, которой так тяжело достичь человеку. Внутреннюю трагедию бесцельности существования современного человека Г. Лермонтов раскрывает в поэзии «І скучно, и грустно…», которую считал одним из лучших своих поэтических произведений.