У нас одна душа, одни и те самые мучения;

Становление Лермонтова-Художника отображает его лирический герой. Сначала – это непосредственно связанный с личностью самого автора искатель высоких общественных идеалов, который напряженно думает над судьбой человека и Вселенной. Лермонтов глубоко и всесторонне изучал мировую литературу, философию. И эту литературу и философию он сделал частью своего собственного опыта. Он по-новому открыл для русских читателей Байрона. После поражения декабристов в России на границе 20- 30-х лет остро ощущался духовный гнет, скованность общественной мысли. Поэтому байроновская «мировая скорбь», разочарование становятся чуть ли не единой формой проявления общественного сознания, протеста. Лермонтов сразу же провозгласил свою внутреннюю родственность с поэзией Байрона:

Ощущая себя большой, как мироздание, душа лирического героя Лермонтова знает о своем назначении. Но космический масштаб души не исключал ее индивидуальный, даже глубоко интимного источника. Наверно, лишь в творчестве Лермонтова эти два начал так естественно, органически объединяются.
Перевод Т. Некура

Один из последних произведений Г. Лермонтова – поэзия «На дорогую иду я в одиночестве…». Лирический герой этой поэзии воспринимает беспредельность пространства и бесконечность времени как щедрый дар. Его захватывает красота Вселенной, и именно этим чувством он обогащает, исполняет Вселенная и оказывается равным ему.

Вывод. В лирике отобразились творческие поиски поэта, факты биографии и общественные явления эпохи. Ведущий мотив одинокости, на которую обреченный человек, тесно связанный с мотивом свободы.

Антитеза земного и небесного – одна из ярких особенностей ранней лирики. Лирический герой не удовлетворяется «земным», его одинаково пугают и законченность земного пути человека, и низость земного существования. Но вместе с возражением «земного» в душе лирического героя живое «жажда бытия».

Лирические произведения занимают видное место в творческом наследстве М. Ю. Лермонтова. Именно поэзии принесли ему еще за жизнь славу второго после О. С. Пушкина поэта.

Опорные слова: свобода и одинокость, лирический герой, пробуждение самосознания, стихия свободы.
Если бы же одинаковым и был участь!..

В лирике последних лет жизни чаще возникает тема современности, а его лирический герой теряет ощущение трагической одиночества. В «Думе» лирический герой становится частицей мира, несет ответственность за него вместе со всеми. Не случайно вместо лирического «я» возникает обобщенное – «мы»: «мы рано вянем», «мы и ненавидим, и дорогим случайно», «пройдем по миру мы без шума и следа». Ощутив себя частицей своего поколения, лирический герой получил способность более полной и глубокой оценки жизни.

Лирика этих лет отбивает и еще одно существенное изменение художественного мировоззрения поэта. Ощутимым есть мотив духовной свободы, но не демонической, а человеческой. Поэма «Мцири» стала своеобразным итогом таких творческих поисков. Поэма романтическая, но в ней коренным образом пересмотренная вся романтическая ситуация. Побег героя – хорошо известный мотив романтических произведений, следует припомнить произведения Байрона, Пушкина. Но для лермантовского героя бегство становится возвратным путем, возвращением к миру своего детства, в естественную для него среда. Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, которой так тяжело достичь человеку. Внутреннюю трагедию бесцельности существования современного человека Г. Лермонтов раскрывает в поэзии «І скучно, и грустно…», которую считал одним из лучших своих поэтических произведений.

Похожие сочинения

  1. «Мой Лермонтов» (2)
    Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей. Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему...смотреть целиком
  2. «Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей»
    Лермонтов, как и Пушкин, входит в нашу жизнь с детства и сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Многим из нас он помогает найти ответы на вопросы, которые волновали и мучили его, как и нас. Лермонтов рано осознал себя «избранником», человеком...смотреть целиком
  3. Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    “Поэт совсем другой эпохи” — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество....смотреть целиком
  4. Биография М.Ю. Лермонтова
    М. Ю. Лермонтов — поэт, писатель, драматург. Он родился в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши,...смотреть целиком
  5. Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю.Лермонтова
    Тема творчества – одна из центральных в лирике М.Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Идеалом для него стал Байрон, английский поэт-романтик....смотреть целиком
  6. Представитель «потерянного поколения» Лермонтов: поэт тоски и отчаяния
    Дитя «эпохи безвременья», представитель «потерянного поколения», Лермонтов — поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, «неведомый избранник» отвергал окружающий...смотреть целиком
  7. «Тебе, Кавказ... я снова посвящаю стих небрежный!»
    Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, Вы носили меня на своих одичалых хребтах; Облаками меня одевали; Вы к небу меня приучили, И я с той поры все мечтаю о вас да о небе... М. Ю. Лермонтов Среди множества...смотреть целиком