Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.

Многие современники поэта были людьми бесконечно одинокими, замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты. Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности...

Уже в юношеских стихотворениях поэта возникает тема одиночества. Лермонтов чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

Один среди людского шума

Возрос под сенью чуждой я...

В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Позже была неразделенная любовь. И снова — беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Без друга лучше дни влачить

И к смерти радостной склониться,

Чем два удара выносить

И сердцем о двоих крушиться!

Поэт как бы постепенно свыкается со своей участью одинокого скитальца, и он уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью, он болезненно реагировал на все. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски, а порой он тяготится привычным ему одиночеством.

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье — все готовы —

Никто не хочет грусть делить.

Но в ранней поэзии Лермонтова есть и иное восприятие одиночества — романтическое. Вновь идет речь об одиноком герое, но он уже не пассивен. Он мятежен, не приемлет действительность, ищет единения с вольной стихией, отдается предельно сильным чувствам, полету мечты. Эта жаждущая бурь одинокая личность, этот романтический идеал прекрасно воплощены в стихотворении «Парус». В тумане безбрежного моря одиноко белеет уплывающий парус. А лирический герой, глядя на него, как бы пытается проследить его судьбу.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Парус становится символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира. Но поиски эти тщетны, как тщетна и попытка обрести свободу и покой. Парус по-прежнему как бы отстранен от радостных красок, ему не удается слиться со стихией.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Во второй половине 30-х — начале 40-х годов пылкость чувств, мятежность сменяются глубокими раздумьями, философским поиском. Преобладает не тема одинокого романтического героя, а тема печальной, изверившейся, одинокой души поэта. Лермонтов говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь его — «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны. И он продолжает одиноко существовать на этой Земле, покорный судьбе:

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как судьбе послушно

Года уходят, будто сны...

Поэт уже ничего не хочет от жизни, он ни о чем не жалеет. Вновь, как в «Парусе», он желает лишь свободы и покоя, но ищет он их уже не в буре, а в забытьи, во сне.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть,

Я ищу свободы и покоя

Я б хотел забыться и заснуть!

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» Лермонтов передал ощущение какого-то вселенского одиночества. Но оно уже не унылое и печальное, как ранее, так как поэт, находясь вдали от людей, слышит голоса звезд, наслаждается красотой небес и земли, и душа его просветляется.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокого человека, исповедь одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Похожие сочинения

  1. Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и умиленье! А. С. Пушкин Одна из центральных тем романтизма...смотреть целиком
  2. Тема "Маленького" человека в творчестве Лермонтова
    Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема "маленького человека" постоянно присутствует в их творчестве. Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не...смотреть целиком
  3. “СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ” К РОДИНЕ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова “совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества”. Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое...смотреть целиком
  4. Образ возлюбленной в лирике М.Ю.Лермонтова
    По характеру дарования М.Ю.Лермонтов, как и А.С.Пушкин, был прежде всего поэтом-лириком. Лирические стихотворения занимают центральное место в его литературном наследии. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания Лермонтова,...смотреть целиком
  5. Лермонтов — наш современник
    Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать,...смотреть целиком
  6. "Не верят в мире многие любви" (М. Ю. Лермонтов).
    …Люблю - любить ввек буду. Кляните страсть мою, Безжалостные души, Жестокие сердца!.. Н. М. Карамзин. Что ценит в современном мире человек? Деньги, власть… Эти низменные цели преследует общество. Произнося слово "любовь", подразумевают...смотреть целиком
  7. «Люблю я цепи синих гор...»
    (по поэзии М. Ю. Лермонтова) (2) Михаил Лермонтов — великий русский поэт, преемник и продолжатель пушкинских традиций. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русской литературы. Имя Лермонтова, называемого «классиком XIX столетия», широко...смотреть целиком