В ранней лирике М. Ю. Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства («Жалобы турка»), прославление революционного подвига («10 июля (1830)»), возвеличение былого могущества России («Новгород», «Приветствую тебя, воинственных славян...»). Социальные проблемы представляются поэту следствием каких-то глубинных процессов, существенных черт человечества.

В стихотворении «Монолог» (1829) особенно важно ощущение героя, что сама родина обрекаem своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарований — душит их:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете...

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

И тем сильнее звучит мотив противопоставления современного, ущербного существования «здешнего света» прежнему, былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений мощи русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 181? года. Значение победы России над Наполеоном для Лермонтова символично. Поэт видит в ней по просто военный триумф, но торжество справедливости, огромной духовной силы нации.

В стихотворении «Бородино» акцентируется внимание на «былинности», символичности победы русского воинства — «богатырей»:

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!

В полную силу звучит мотив противопоставления «богатырям» «нынешнего племени», неспособного на подвиги, утратившего духовную связь с народом. Народная Россия живет по истинным, исконным законам, когда личность черпает силу в своем единении с народом. Старый солдат говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение «мы». Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Мир народа не обезличен, напротив, он состоит из ярких индивидуальностей, живущих в одной системе высоких нравственных ценностей. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому

войску. В незаметном героизме рядовых и есть истинная причина победы России. Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты торопили «командиров»:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что же мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Русскому крестьянину, ставшему воином, для победы не нужны ни искушенные полководцы, ни разработки диспозиций:

Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж по

Похожие сочинения

  1. «Мой Лермонтов» (2)
    Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей. Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему...смотреть целиком
  2. ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Историческая тематика интересовала писателя во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно....смотреть целиком
  3. Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
    ...Содержание, добытое со дна глубочайшейи могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда... В. Г. Белинский Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой...смотреть целиком
  4. Читая стихотворения М. Ю. Лермонтова
    Судьба Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой короткой, стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Вглядимся в портреты Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное внутренней тревогой лицо, в эти громадные, бездонные глаза....смотреть целиком
  5. Герои ранних романтических поэм Лермонтова
    При всей эмоциональной насыщенности, лирической напряженности своих романтических поэм Лермонтов в период расцвета своего творчества обнаруживает себя поэтом объективной действительности. Развитие реалистических тенденций в творчестве Лермонтова оказывает...смотреть целиком
  6. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова
    С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской...смотреть целиком
  7. Пейзаж в лирике М.Ю. Лермонтова
    Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов видел лишь повод для отчаяния...смотреть целиком