Дитя «эпохи безвременья», представитель «потерянного поколения», Лермонтов — поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, «неведомый избранник» отвергал окружающий его мир: мир ненавистных ему «духовных холопов», «жалких, струсивших, подобострастных», и деспотичной власти, лишающей человека свободы, права мыслить, права иметь высокие гуманистические идеалы.

Этот мир «рабов и господ» был глубоко отвратителен Лермонтову, а потому поэт был обречен на отверженное одиночество.

Уже в шестнадцать лет Лермонтов задумывается о том, «как страшно жизни сей оковы… в одиночестве влачить», уже осознает себя одиноким, «как царь воздушный». Темой одиночества проникнуто почти каждое лермонтовское стихотворение, оно является главенствующей в его творчестве. Эпитет «одинокий», конечно, наиболее употребим поэтом, наиболее часто встречается в его произведениях. Все темы лермонтовской лирики, будь то темы поэзии или темы родины, так или иначе сопряжены с мотивами одиночества, отверженности, непонятности…

Существует несколько типичных для Лермонтова мотивов, и один из них — одиночество в толпе. Поэт хотя и вел светскую жизнь, хотя имел знакомых в высшем обществе, однако чувствовал, что «не рожден для света», «не умеет жить среди людей», что не имеет ни времени, ни охоты «делить их шум, их мелкие заботы». Лермонтов чувствовал себя страшно одиноким, чужим среди светских людей, «малодушных, презренных рабов власти», и мир, и души которых — «приличьем стянутые маски». В их обществе «и скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…».

Глядя на будущность с боязнью, а «на прошлое с тоской», поэт ищет «души родной», хочет «хоть тень страстей, которые кипят в его груди, перелить в другую грудь», но, чуждый окружающим его людям света, он остается один, «никому своей тоски поверить не желая». Эта отторгнутость, отчужденность, своего рода духовное изгнание становятся устойчивым мотивом лермонтовской лирики, который воплощается, в частности, в аллегоричном стихотворении «Листок»: «…один и без цели по свету ношуся давно я, засох я без тени, увял я без сна и покоя…» Лермонтов осознает себя «гонимым миром странником», и подобное изгнанничество становится не столько несчастьем, клеймом проклятия поэта, сколько знаком превосходства.

Общество отвергает поэта, не принимая его духовный мир, его убеждения, но и сам поэт отвергает общество, без сожаления покидая его, даря ему «железный стих, облитый горечью и злостью»: «…изгнанным из страны родной гордись повсюду, как свободой». С мотивом изгнанничества связан и мотив бездомья, также характерный для Лермонтова: «Мой дом везде, где есть небесный свод».

Нередко одиночество приобретает для поэта характер заточения, своеобразного духовного плена, из которого поэт не видит выхода. Так, например, аллегорично стихотворение «Узник», лирический герой которого «одинок, нет ему отрады, стены голы кругом, тихо светит луч лампады умирающим огнем…». Лермонтов повествует, конечно же, не столько о физической несвободе, заточении в темнице, а о состоянии духовной неволи, порождающем одиночество. Свобода же, которую символизируют «вольные птицы, играющие в с

Похожие сочинения

  1. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине "странной"?
    Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова “совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества”. Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое...смотреть целиком
  2. Исповедь и проповедь в поэзии М. Ю. Лермонтова
    И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. М. Ю. Лермонтов Поэзия М. Ю. Лермонтова — исповедь независимого и свободного духом человека. В пору своего творческого расцвета М. Ю. Лермонтов создает ряд стихотворений о дружбе, о природе, о родине....смотреть целиком
  3. Читая стихотворения М. Ю. Лермонтова
    Судьба Лермонтова похожа на легенду. Все необыкновенно в этой короткой, стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Вглядимся в портреты Лермонтова, в это неулыбчивое, сожженное внутренней тревогой лицо, в эти громадные, бездонные глаза....смотреть целиком
  4. «Тебе, Кавказ... я снова посвящаю стих небрежный!»
    Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, Вы носили меня на своих одичалых хребтах; Облаками меня одевали; Вы к небу меня приучили, И я с той поры все мечтаю о вас да о небе... М. Ю. Лермонтов Среди множества...смотреть целиком
  5. Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый изгнанник
    Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и действием. «Смирись, гордый человек!» — воскликнул Достоевский в своей пушкинской речи. Но с полной ясностью не...смотреть целиком
  6. Осмеянный пророк. о поэте и поэзии
    Наверное, для многих людей проникновение в мир поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым. Вот уже несколько лет они соперничают в моей душе, а долгое время я не знала, кому отдать предпочтение. То на долгие недели...смотреть целиком
  7. Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.
    Русская литература - литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. С 1828 по 1832 годы Лермонтов...смотреть целиком