Когда я смотрю на фотографию юного Лермонтова в военной форме, мне становится страшно оттого, что в глазах его таится такое одиночество, с каким обыкновенный человек в обыкновенных обстоятельствах вряд ли бы справился. Лермонтов же сумел не только подняться над этим состоянием души, но и стать великим поэтом. Он один из самых загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.
Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.
В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья.
Так писал поэт в стихотворении \"Русская мелодия\".
Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это \"гордая душа\", способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей поэзии настроение эпохи — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
Сознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. \"Тихонько плачет\" покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся \"от ветки родимой\", никому не нужный, \"не знающий сна и покоя\". Как характерно то что \"до срока созрел он\". Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с \"плодом, до времени созрелым\" (стихотворение \"Дума\").
Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. \"Он был похож на вечер ясный\", — напишет поэт о Демоне.
Особенно мне понравилось стихотворение \"Вечер после дождя\". Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее \"приметил\" цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки \"в печали роковой\".И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один \"меж омоченных трав\".
Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,
Но помнит все о красоте своей.
В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме \"Мцыри\": \"И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота\", героя \"жалит огонь безжалостного дня\".
Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: \"О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад\", \"Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил\" (\"Мцыри\").
Природа для поэта — это великолепный, прекрасный \"божий сад\". Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, \"чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел\" над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: \"Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста... Трава меж ними так густа...\" Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: \"И с этой мыслью я засну и никого не прокляну\".
Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и \"росой обрызганный душистый ландыш\", и \"малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка\", и \"холодный ключ\", играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения \"Когда волнуется желтеющая нива...\" Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.
Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина,
Молчит табун, река журчит одна.
Созерцая красоту природы, Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!