Когда я смотрю на фотографию юного Лермонтова в военной форме, мне становится страшно оттого, что в глазах его таится такое одиночество, с каким обыкновенный человек в обыкновенных обстоятельствах вряд ли бы справился. Лермонтов же сумел не только подняться над этим состоянием души, но и стать великим поэтом. Он один из самых загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.

Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.


В уме своем я создал мир иной

И образов иных существованье;

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья.

Так писал поэт в стихотворении \"Русская мелодия\".

Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это \"гордая душа\", способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей поэзии настроение эпохи — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.

Сознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. \"Тихонько плачет\" покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся \"от ветки родимой\", никому не нужный, \"не знающий сна и покоя\". Как характерно то что \"до срока созрел он\". Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с \"плодом, до времени созрелым\" (стихотворение \"Дума\").

Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. \"Он был похож на вечер ясный\", — напишет поэт о Демоне.

Особенно мне понравилось стихотворение \"Вечер после дождя\". Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее \"приметил\" цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки \"в печали роковой\".И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один \"меж омоченных трав\".

Главу свою склонивши, он стоит,

Как девушка в печали роковой:

Душа убита, радость над душой;

Хоть слезы льет из пламенных очей,

Но помнит все о красоте своей.

В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме \"Мцыри\": \"И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота\", героя \"жалит огонь безжалостного дня\".

Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: \"О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад\", \"Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил\" (\"Мцыри\").

Природа для поэта — это великолепный, прекрасный \"божий сад\". Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, \"чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел\" над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: \"Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста... Трава меж ними так густа...\" Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: \"И с этой мыслью я засну и никого не прокляну\".

Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и \"росой обрызганный душистый ландыш\", и \"малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка\", и \"холодный ключ\", играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения \"Когда волнуется желтеющая нива...\" Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.

Светает — вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина,

Молчит табун, река журчит одна.

Созерцая красоту природы, Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога!