М. Ю. Лермонтов жил в эпоху, которая получила название эпохи безвременья, наступившего после поражения восстания декабристов. Это был период жесточайшей политической реакции. Время мужания поэта пришлось на самые мрачные годы. Свободолюбивые идеалы декабристов оказались под запретом, общество было напугано наступившей реакцией. Господствовали грустные, унылые настроения, пессимизм и углубленность в себя. Это все вызывало у поэта отчаяние и тоску:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Современность вызывала у поэта грустные настроения, поэтому его лирика проникнута таким пессимизмом. Лермонтов считал, что голос поэта должен звучать, “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Он хотел, чтобы его голос был этим колокольным звоном.
Говоря о современности, Лермонтов не видит ничего, что бы могло утешить его мятущуюся душу. Поколение современников вызывает у него лишь горькую усмешку:
Печально я гляжу на наше поколенье...
Его грядущее - иль пусто, иль темно...
Это поколение не обладает никакими достоинствами, оно не способно ни к деятельности, ни к борьбе:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Потомство, по мнению Лермонтова, осудит дворянскую молодежь 30-х годов. Она не обладает даже недостатками их отцов, даже “ребяческий разврат” предыдущих поколений недоступен ей:
Богаты мы едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом, - с горечью констатирует Лермонтов. Его поколение - старцы от рождения, с рано состарившейся бесплодной душой, с неразвитыми чувствами. Но поэт обвиняет не только своих современников, он и себя причисляет к их числу, употребляя местоимение “мы”, и это не случайно. Ведь не только молодые люди виновны в своей душевной глухоте, но и то время, тот самодержавно-крепостнический строй, при котором им суждено было жить. Не может же целое поколение быть “потерянным”? Молодые люди также являются жертвами самодержавия. В их судьбе Лермонтов обвиняет и великосветское общество, о котором он с гневом говорит в стихотворении “Смерть поэта”:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!..
Эта “светская толпа” и стала причиной гибели поэта, это она - виновница того, что происходит в общественной жизни страны.
В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен...” Лермонтов изображает это общество как “толпу масок”. Члены этого общества — не живые люди, а лишь “образы бездушных людей”.
“Светская чернь” определяет политическую жизнь страны, именно благодаря ей Россия стала “страной рабов, страной господ”. Но причину рабского унижения страны Лермонтов видит и в другом. В стихотворении “Прощай, немытая Россия” он говорит:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Россия не только страна господ, но и страна рабов, причем слово “раб” у Лермонтова стоит на первом месте. Рабы - это не только крепостные, которые являются рабами в прямом смысле слова. Это и многие другие люди, позволяющие другим повелевать собой, становиться своими господами. Те же члены светского общества являются рабами, так как

Похожие сочинения

  1. «Мой Лермонтов» (2)
    Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей. Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему...смотреть целиком
  2. Тема любви в лирике Лермонтова
    С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова это не только его личная судьба,...смотреть целиком
  3. «Мой Лермонтов» (1)
    У каждого человека есть свой любимый поэт, стихи которого могут поддержать в трудные минуты, помочь преодолеть в себе слабость, ободрить, подсказать. Для меня таким поэтом является М. Ю. Лермонтов. Именно он умеет найти слова, помогающие лучше понять,...смотреть целиком
  4. Представитель «потерянного поколения» Лермонтов: поэт тоски и отчаяния
    Дитя «эпохи безвременья», представитель «потерянного поколения», Лермонтов — поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, «неведомый избранник» отвергал окружающий...смотреть целиком
  5. Язык мысли и голос страстей
    О Лермонтов, презрением могучим К бездушным людям, к мелким их страстям, Ты был подобен молниям и тучам, Бегущим по нетронутым путям, Где только гром гремит псалмом певучим. Константин Бальмонт Михаила Юрьевича Лермонтова по...смотреть целиком
  6. Ненависть к «стране рабов, стране господ» в лирике Лермонтова
    Зрелая лирика Лермонтова является высочайшим взлетом и победой, совершенной творческим гением поэта и всей русской литературой. В лирических стихотворениях Лермонтова развертывается и углубляется центральный для них )браз положительного героя своего...смотреть целиком
  7. Что такое для нас Лермонтов
    Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю потому, что в Лермонтове очень много созвучных...смотреть целиком