Обращение к прозе — закономерный процесс, связанный с новыми явлениями в русской литературе 30-х годов. Лермонтов не мог не быть захвачен этим процессом. Его самое раннее прозаическое произведение — незаконченный исторический роман «Вадим» (1832— 1834). Роман был посвящен чрезвычайно актуальной проблеме: участию дворянина в крестьянском восстании. Вадим с тайными планами мести становится слугой помещика Палицына. Он разжигает в крепостных ненависть к помещику и примыкает вместе с ними к пугачевскому восстанию. Легко заметить определенное сходство лермонтовского замысла с «Дубровским».

Однако Лермонтов в то время не мог ничего знать о работе Пушкина над художественным воплощением аналогичной проблемы. Однако социально-историческая проблематика интересовала Лермонтова лишь в той мере, в какой она давала возможность рассказать о романтическом герое-мстителе, противостоящем обществу и вступающем с ним в неравную борьбу.

Вадим у Лермонтова наделен чертами романтического героя, обиженного не только людьми, но и Богом (он горбун), что заставляет вспоминать Квазимодо из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Огромные духовные возможности и сила протеста перерастают у Вадима в демоническую злобу и жажду мщения. Его сближение с восстанием объясняется вовсе не сочувствием народу, который он презирает, а желанием использовать его в своих личных целях. Действия Вадима, его жестокость и безнравственность не оправданы в романе. Однако Лермонтов еще не делает попытки объективно осмыслить этот характер, показать зависимость героя от реальной действительности, которой он прямо противопоставлен в романе.

Романтический принцип контраста проявляется в соотношении демонической натуры Вадима и его сестры Ольги — «ангела, изгнанного из рая за то, что слишком сожалел о человечестве», как сказано о ней в романе. В стилистическом отношении первое прозаическое произведение Лермонтова неоднородно. В нем используются элементы книжного, условно-романтического языка (линия Вадим — Ольга) и разговорная речь, в которой встречаются диалектизмы (народные сцены). Черты такой стилистической двойственности были присущи и ранней драматургии Лермонтова.

Следующее прозаическое произведение Лермонтова, работа над которым также не была доведена до конца, посвящено уже не исторической, а современной действительности. «Княгиня Лигввская» (1836) во многом отличается от «Вадима». Это социально-психологический роман, действие которого происходит в Петербурге. В основе сюжета — история отношений главного героя — гвардейского офицера Печорина с княгиней Верой Лигов-ской, в которую он был некогда влюблен, и наметившийся конфликт с бедным чиновником из дворян Красинским. Так появляется социальная проблематика, вносящая нечто новое в творчество Лермонтова. Образ Красинского не нашел продолжения в последующих произведениях Лермонтова, но в нем заключены тенденции, которые оказались перспективными в историко-литературном плане. Красинского отличает известная двойственность. В нем есть черты «маленького человека» (ведущие к Гоголю); это возбуждает жалость, сочувствие. Но он охвачен стремлением утвердить себя в пределах той же социальной системы. Мотивы индивидуалистического бунта станут характерными уже для героев Достоевского. Многие из них могли бы повторить мысли лермонтовского персонажа: «Деньги, деньги и одни деньги, на что им красота, ум и сердце? О, я буду богат непременно, во что бы то ни стало, и тогда заставлю это общество отдать мне должную справедливость».

«Княгиня Литовская» — существенный шаг по пути к созданию «Героя нашего времени». Уже здесь отчетливо проявляется возросшее мастерство Лермонтова в психологической обрисовке характеров, данных объективно. По сравнению с «Вадимом» более четко и последовательно решается проблема «человек и среда»; дан первый набросок характера Печорина, хотя и нельзя считать, что в «Княгине Литовской» изложена предыстория того Печорина, с которым мы встретимся в «Герое нашего времени».

Похожие сочинения

  1. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине "странной"?
    Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова “совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества”. Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое...смотреть целиком
  2. Лирика Лермонтова
    Вхождение Михаила Юрьевича в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Его знаменитое стихотворение «Смерть поэта» известно всем. Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Он боготворил...смотреть целиком
  3. Язык мысли и голос страстей
    О Лермонтов, презрением могучим К бездушным людям, к мелким их страстям, Ты был подобен молниям и тучам, Бегущим по нетронутым путям, Где только гром гремит псалмом певучим. Константин Бальмонт Михаила Юрьевича Лермонтова по...смотреть целиком
  4. Природа, примиряющая человека с жизнью в поэзии Лермонтова
    Когда я смотрю на фотографию юного Лермонтова в военной форме, мне становится страшно оттого, что в глазах его таится такое одиночество, с каким обыкновенный человек в обыкновенных обстоятельствах вряд ли бы справился. Лермонтов же сумел не только подняться...смотреть целиком
  5. Лирический герой Лермонтова
    Главная тема Лермонтова - личность в процессе самопознания и само воплощения, то есть развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника - недаром часто он их озаглавливает,...смотреть целиком
  6. Лирика в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова
    Лирика занимает центральное место в художественном наследии Лермонтова. Из нее вырастают и поэмы, и драмы, и прозаические произведения. В ней отражены все основные творческие интересы поэта, и факты биографии, и события общественной жизни. Единство лермонтовской...смотреть целиком
  7. Лирический герой Лермонтова
    Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов XIX века. К концу творчества...смотреть целиком