Лермонтов — поэт юности, именно в юношеские годы им грезят и упиваются. Меня больше всего привлекает в нем романтика, мятежность, героичность, мечтательность, вера в высокие идеалы. Очень часто бывают такие минуты, когда чувствуешь себя одиноким в этом мире, всеми покинутым. И тогда приятно перечитать знакомые стихотворения: “Парус”, “Тучи”, “На севере диком стоит одиноко сосна”. Привлекает в поэзии Лермонтова его искренность, пламенность. Лермонтов начал писать рано, четырнадцатилетним подростком. И очень скоро освободился от прямых подражаний старшим, научился воплощать свой собственный душевный опыт. Дневники Лермонтова — это непрерывный лирический монолог, пламенная стихотворная исповедь. Лермонтов рано осознал себя “избранным”, человеком загадочной и непременно высокой, трагической судьбы. Избрав своим орудием поэзию, он не мечтал занять скромное место на журнальной странице. Он должен был произнести перед миром слово, какого не сказал ни Пушкин — его кумир, ни Байрон, никто другой из поэтов. И вся его жизнь — это никогда не прекращавшийся труд, непрерывные поиски совершенства, стремление выразить в поэзии еще небывалое.
Лирическое “я” раннего Лермонтова — это героическая натура, жаждущая света, свободы, активной деятельности. И картины природы помогают раскрыть образ героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Они дополняют портрет героя, дают возможность более живо ощутить его характер.

Где бьет волна о брег высокий,
Где дикий памятник небрежно положен,
В сырой земле и в яме неглубокой —
Там спит герой, друзья! — Наполеон!

Шум волны, которая снова и снова набегает, однообразно плещется о скалу, вызывает чувство вечности, величия. Такие чувства испытывал Лермонтов к личности Наполеона. Для поэта он герой, который всегда стремился вперед и которому покорялись народы. Окружающую природу Лермонтов изображает как святилище, где покоится прах “честолюбивого изгнанника”.
В ранней лирике с необычайной яркостью видна двойственность героя — тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной красоте и музыкальности:

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной... —

и разочарование в морали “света”, в любви, в дружбе, отрицание ценностей земного бытия.

Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?

Все эти глубокие противоречия художественного сознания Лермонтова заставляют его вглядеться в себя. В центре лирики — непрерывный процесс внутреннего размышления. Излюбленной формой поэта становится “отрывок”, как бы момент душевной жизни, вырванный из ее потока.

Темно. Все спит.
Лишь только жук ночной,
Жужжа, в долине пролетит порой;
Из-под травы блистает червячок,
От наших дум, от наших бурь далек.

Природа тиха, безмятежна, помогает человеку заглянуть внутрь себя, услышать голос души. Герой зрелой лирики Лермонтова полон эмоциональных переживаний, энергии. Он жаждет обнять душой всю вселенную и заключить ее в своей груди, хочет обрести единство с природой.

Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной.

Настроения поэта близки полотнам Айвазовско

Похожие сочинения

  1. "Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова
    "Лишний человек", "лишние люди", "галерея лишних людей" - откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова,...смотреть целиком
  2. Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова
    Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10...смотреть целиком
  3. Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    И скучно и грустно, и некому руку подать. М. Ю. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов рано осознал себя «избранником» судьбы, «странной» и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное...смотреть целиком
  4. Примерный вариант сочинения о жизни Лермонтова в 1837 — 1841 гг.
    Кавказ, где стоял новый для Лермонтова Нижегородский драгунский полк, был совсем недавно присоединен к России; отдельные горские племена, не признавали себя покоренными, между вооруженными горцами и русской армией то и дело происходили столкновения....смотреть целиком
  5. Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
    Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С.Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рождённое слово. М. Ю. Лермонтов «есть речи значенье» План. I что без страданий жизнь поэта (строки...смотреть целиком
  6. Патриотическая лирика Лермонтова
    Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него - Родина. Любовью к Родине наполнены многие...смотреть целиком
  7. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
    Где не погибло слово, там и дело еще не погибло. А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”,...смотреть целиком