Ранние поэмы. К жанру поэмы Лермонтов обращается в самом начале своего творческого пути. Всего он написал около 30 поэм,— большинство из них в ранний период. Поэмы появляются у юного поэта в неразрывной связи с его лирикой; в них развиваются те же идеи, темы, мотивы, образы. Внимание Лермонтова к поэме объясняется тем, что этот жанр, сохраняя возможность для раскрытия внутреннего мира героя, в то же время позволял показывать его более объективно — в действии, в прямом столкновении с окружающим миром. Подхватывая художественные открытия Байрона и Пушкина, Лермонтов развивал традиции русской романтической поэмы.

Самые ранние поэмы Лермонтова носят ученический характер. Он ориентировался прежде всего на пушкинский опыт. В ранних поэмах обычными были резкие контрасты, отсутствие хронологической последовательности, пропуски отдельных элементов сюжета, таинственность, загадочность героев, чаще всего данных вне социальной или бытовой среды, экспрессивный язык, экзотическая обстановка (действие многих поэм происходит на Кавказе). Кавказ постоянно привлекал внимание романтиков не только как «экзотическое» место действия, противопоставленное обыденной и пошлой действительности, но и как воплощение свободы, вольности. Как отмечал Белинский, «…с легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой разгульной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний!.. И Кавказ — это колыбель поэзии Пушкина — сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова» .

Центральное место в романтических поэмах Лермонтова занимает герой, прямо противостоящий людям, обществу, нарушающий все его законы — вплоть до убийства родных («Преступник», 1829; «Два брата», 1829; «Аул Бастунджи», 1833—1834, и др.). Он и жертва общества, и мститель ему, и вина его — вина трагическая, вызванная непреодолимыми обстоятельствами (например, законом кровной мести). Попытка героя обрести возрождение через любовь также обычно заканчивается трагически.

Жанр поэмы у Лермонтова эволюционирует. Так, в поэме «Измаил – Бей» (1832) любовная интрига соединяется с темой национально-освободительной войны. Внимание поэта было обращено, в первую очередь, не на реальные события, положенные в основу сюжета, а па нравственно-психологические проблемы, связанные с образом главного героя. Он уже отравлен цивилизацией, которая разрушает его простое, «естественное» сознание, лишает его непосредственности и связи с родной средой:

* Но горе, горе если он,
* Храня людей суровых мненья,
* Развратом, ядом просвещенья
* В Европе душной заражен!

Однако патриархальный мир в изображении Лермонтова так же противоречив, как и мир цивилизации. Именно патриархальный мир породил Росламбека — лицемера, деспота, убийцу. К проблеме соотношения цивилизации и «патриархальной естественности» Лермонтов вернется в «Герое нашего времени».

В еще большей степени жанр «байронической поэмы» видоизменяется в «Боярине Орше» (1835—1836). Здесь уже не один, а два героя. Сюжет построен на столкновении бедняка Арсения, проявляющего в борьбе за свое человеческое счастье черты индивидуалистического сознания, с боярином Оршей, отцом его возлюбленной, который, при всей его жестокости и мрачности, является до некоторой степей носителем традиционных представлений о чести. Большое внимание уделено раскрытию психологии этих героев, равных по силе характера и глубине переживаний. Поэма, в которой широко использованы фольклорные элементы, относится к переломному периоду в творческой эволюции Лермонтова. Некоторые стихи из «Боярина Орши» Лермонтов использовал в «Песне про купца Калашникова», устанавливая тем самым связь между этими произведениями. Связь проявляется и в том, что два героя-антагониста, правда, в очень измененном варианте присутствуют и в новой поэме.

Похожие сочинения

  1. «Что такое Родина» (2)
    У каждого человека есть родина, но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по-своему. Для кого-то родина — это дом и двор, где родился и где прошло детство. Некоторые называют родиной родной город. А есть и такие, для которых родина —...смотреть целиком
  2. Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    “Поэт совсем другой эпохи” — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество....смотреть целиком
  3. «Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей»
    Лермонтов, как и Пушкин, входит в нашу жизнь с детства и сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Многим из нас он помогает найти ответы на вопросы, которые волновали и мучили его, как и нас. Лермонтов рано осознал себя «избранником», человеком...смотреть целиком
  4. Трагическое одиночество поэта и его героя в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития — главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника — недаром часто он их озаглавливает,...смотреть целиком
  5. Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова.
    Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества....смотреть целиком
  6. Родина в лирике М. Ю. Лермонтова
    Люблю отчизну я, но странною любовью! М. Ю. Лермонтов Глубокая по смыслу и прекрасная по форме поэзия М. Ю. Лермонтова продолжает волновать читателей и спустя 160 лет после своего возникновения. Родину не выбирают. Поэт-патриот учит нас любить Россию,...смотреть целиком
  7. «Что такое Родина» (3)
    Литературное наследие Лермонтова велико и многогранно и довольно часто перекликается с настроениями поэзии великого Пушкина. Для молодого поэта Пушкин являлся своего рода пророком, несущим в мир гуманность, красоту и свободу. Идея борьбы за свободу и...смотреть целиком