Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое,

Вы носили меня на своих одичалых хребтах;

Облаками меня одевали;

Вы к небу меня приучили,

И я с той поры все мечтаю о вас да о небе...

М. Ю. Лермонтов

Среди множества тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, важная роль отведена природе. Пейзаж является неотъемлемой частью всех лирических произведений поэта. В образах природы он искал и находил соответствия своим душевным переживаниям. Беспредельно любя русский народ, свою родину, он тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии — вольная романтическая стихия. Именно в ней заключается для поэта гармония и красота окружающего мира, высшее мерило справедливости и счастья.

Еще в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, и в своих произведениях он как бы перекликается с разными природными явлениями, растворяется в их жизни. «С отрадой, многим не знакомой» смотрит он на бескрайние леса и нивы, реки и степи; «серебристый ландыш», «желтеющая нива», «студеный ключ» вносят успокоение в душу поэта. Особую роль в развитии Лермонтова-поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение. Образ Кавказа — его любимого края — проходит через всю пейзажную лирику.

Лермонтов изображает природу Кавказа правдиво, без преувеличений. В стихотворении «Утро на Кавказе» он любовно описывает звезды, луну, облака; «дикой пеленой» вьется туман вокруг лесистых гор.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там.

Мы чувствуем, какое глубокое чувство, какую искреннюю нежность и любовь вызывают у поэта «цепи синих гор», «вершины». Они, как и вся русская природа, явились для поэта воплощением его родины. Увидев все это хотя бы раз, невозможно забыть эти края, уверен Лермонтов. «Как сладкую песню отчизны» полюбил он Кавказ.

Его пейзажи — не просто картины природы, они отражают мысли и чувства, которыми наполняется сердце поэта. Луна, «царица лучших дум певца», восхищает его, он пребывает в «чудесном забытьи», когда любуется, как «туманный месяц» осыпает «серебристым блеском» гриву его коня.

Автор стремится слиться с этим волшебным миром, раствориться в нем. В то же время он возвеличивает природу — она вправе укорять человека, рискнувшего оспаривать ее владычество. Отличительным свойством лермонтовского пейзажа становится его слияние с миром чувств лирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме «Мцыри».

Присущая Лермонтову мятежность, тревога звучит и в его пейзажной лирике, посвященной Кавказу. Он стремится «за стеной Кавказа» укрыться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей» голубых мундиров, найти покой и справедливость. Но, к огромному своему сожалению, в ущельях и скалах он видит все те же несчастья, которые встречал по всей стране:

Кавказ! далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!..

Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции на восточном берегу Черного моря, участие в перестрелках с чеченцами обогатили Лермонтова разнообразными наблюдениями. Особенно поразила его старая Военно-Грузинская дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и соединились с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы «Демон» на Кавказ.

Встреча на Кавказе с членами декабристского общества также оказала большое влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых «иль пусто, иль темно». Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в «Думе», единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.

Кавказские впечатления нашли отражение также в окончательном варианте поэмы «Демон» (1838) и в романе «Герой нашего времени».