О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и умиленье!
А. С. Пушкин

Одна из центральных тем романтизма — тема вольности и гордого одиночества. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер, Гейне. Европейских романтиков увлекала идея непонятности поэта обществом, его изгнанности и трагического одиночества. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — М. Ю. Лермонтова.
Поэт — избранник судьбы. Эта избранность — не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. Это судьба талантливых поэтов всего мира, и поэтому тема одиночества в понимании немецких романтиков близка и Лермонтову. Пропустив их произведения через призму своей творческой личности, переосмыслив и переоценив их, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких, как “Родные вершины...”, “На севере диком...” и др.
Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение “Смерть поэта”, в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении “Парус” звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Эту борьбу, стремление к очищению общество понять и оценить неспособно, оно изгоняет поэта, и тот, не сломленный, гордо покидает свет, мечтая найти приют себе и своим убеждениям “за стеной Кавказа”. Так в лирике Лермонтова появляется мотив изгнанничества:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ...

Внешне поэт спокойно и хладнокровно переживает свой отъезд, но в душе он болезненно относится к своему изгнанию, он любит родной край и на самом деле не хочет с ним расставаться. Потому в стихотворении “Тучи” тучки мчатся, как он, “с милого севера в сторону южную”, но они неживые и не могут разделить его боль расставания с Родиной:

Нет у вас родины, нет вам изгнания!

Боль усугубляется тем, что поэт абсолютно одинок, рядом с ним нет понимающей и сочувствующей души, которая могла бы разделить его тоску по родине. В стихах Лермонтова начинает звучать мотив разобщенности, невозможности соединения с родственной душой. Так, поэт трактует любовное стихотворение Шиллера, где говорится о невозможности встречи двух влюбленных, по-своему делая акцент на невозможность слияния вообще двух родных душ (“На севере диком...”).
Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою...” и др.). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной. Борьба теряет свой острый смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:

Я ищу свободы и покоя,
Я б хотел забыться и заснуть.

В стихотворении чувствуется ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, где нет трудностей и тревог, и этот сон потом плавно перейдет в смерть, такую же тихую и безболезненную. А в стихотворении “И скучно и грустно” звучит не только безысходность, но и пугающий пессимизм, разочарованность в жизни:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка...
Это слова человека, потерявшего всяческую веру, надежду, разуверившегося и разочаровавшегося в жизни. В этих строках слышится горечь непонятности и одиночества, желание освободиться от мирских условностей и обрести вольность и покой в мире ином, где нет земных предрассудков и жестокостей.
В одном из своих поздних стихотворений — “Дума” — поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Однако история рассудила иначе; великий поэт здесь ошибся: если его лирика и не ценилась современниками, то виноваты в этом только серость и индифферентность общества, не сумевшего распознать настоящего гения и сделавшего его гордым одиноким странником. Творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, отразившее напряженные духовные искания, богатство внутреннего мира поэта, не перестает восхищать потомков. М. Ю. Лермонтов, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

Похожие сочинения

  1. «Что такое Родина» (2)
    У каждого человека есть родина, но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по-своему. Для кого-то родина — это дом и двор, где родился и где прошло детство. Некоторые называют родиной родной город. А есть и такие, для которых родина —...смотреть целиком
  2. Лирика Лермонтова
    Вхождение Михаила Юрьевича в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Его знаменитое стихотворение «Смерть поэта» известно всем. Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Он боготворил...смотреть целиком
  3. Родина в творчестве Лермонтова
    Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, - сильно, пламенно ц нежно. И.Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для...смотреть целиком
  4. Роль метафоры в поэзии Лермонтова
    Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, — это Россия, освобожденная от романтических прикрас: крестьянская, деревенская, солдатская, великая в своей простоте, в своей моральной стойкости и своей естественной поэзии. Образ народной России,...смотреть целиком
  5. Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
    Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С.Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рождённое слово. М. Ю. Лермонтов «есть речи значенье» План. I что без страданий жизнь поэта (строки...смотреть целиком
  6. Героические характеры в произведениях М. Ю. Лермонтова
    Творчество великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова приходится на период 30-х годов XIX века — очень сложное время в истории России. Оно связано с правлением императора Николая I, с его жестокими реакционными действиями. Период русской истории...смотреть целиком
  7. Ранние прозаические произведения Лермонтова
    Обращение к прозе — закономерный процесс, связанный с новыми явлениями в русской литературе 30-х годов. Лермонтов не мог не быть захвачен этим процессом. Его самое раннее прозаическое произведение — незаконченный исторический роман «Вадим» (1832— 1834)....смотреть целиком