Семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже - английский, итальянский, испанский языки.
В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 и поступил на юридический факультет Московского университета (1840 - 1843). Слушал лекции таких передовых профессоров, как Т.Грановский, М.Погодин. Стремление к литературному творчеству совпадает со страстным увлечением театром, на сценах которого выступали в то время великие актеры М.Щепкин и П.Мочалов. Островский оставляет университет - юридические науки его перестали интересовать, и принимает решение всерьез заняться литературой. Но, по настоянию отца, поступил на службу в Московский совестный суд.
Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес.
Весной 1848 года семья переезжает в Щелыково. Щелыково - сельцо в Кинешемском уезде Костромской губернии было куплено отцом драматурга Николаем Федоровичем Островским в 1847 году, так как он после выхода на пенсию хотел вернуться в родные края - он был родом из Костромы. И хотя Александр Николаевич жил уже отдельно от отца, он едет вместе с родными посмотреть приобретенное отцом имение, пожить в деревне. Впечатления первого знакомства с Костромским краем не изгладились из памяти драматурга с годами, напротив сюда до конца дней своих с надеждой и верой в целительное и вдохновляющее влияние \"милого Щелыкова\" стремился А.Н.Островский. Могучая русская река Волга также властно вошла в творчество Островского: во многих его произведениях отразилась не только её красота и величие, но и жизнь и обычаи, нравы и песни, язык обитателей поволжских городов.
В 1849 была написана комедия \"Свои люди - сочтемся!\", принесшая признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена Николаем I, а Островский был отдан под надзор полиции). Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый \"театр Островского\", включающий 47 пьес различных жанров.
В 1850 Александр Николаевич становится сотрудником журнала \"Москвитянин\", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны \"Утро молодого человека\", \"Неожиданный случай\" (1850). В 1851 Островский ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он пишет комедии \"Бедная невеста\" (1851), \"Не сошлись характерами\" (1857). В 1853, отказываясь от \"жесткого\" взгляда на русскую жизнь, пишет Погодину: \"Пусть лучше русский
человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас\". Последовали комедии: \"Не в свои сани не садись\" (1852), \"Бедность не порок\" (1853), \"Не так живи, как хочется\" (1854). Н.Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной фальши его новой позиции. На дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Совершил поездку по Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные
записи, изучал жизнь местного населения.
В 1855 - 60, в предреформенный период, сближается с революционными демократами, приходит к некому \"синтезу\", вернувшись к обличению \"властителей\" и противопоставляя им своих \"маленьких людей\". Появляются пьесы: \"В чужом пиру похмелье\" (1855), \"Доходное место\" (1856), \"Воспитанница\" (1858), \"Гроза\" (1859). Добролюбов восторженно оценил драму \"Гроза\", посвятив ей статью \"Луч света в темном царстве\" (1860).
В 1860-е Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники \"Тушино\" (1867), \"Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский\", психологическая драма \"Василиса Мелентьева\"(1868).В 1870 годы рисует жизнь пореформенного дворянства: \"На всякого мудреца довольно простоты\", \"Бешеные деньги\" (1870), \"Лес\" (1871), \"Волки и овцы\"(1875). Особое место занимает пьеса \"Снегурочка\" (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского.
В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870 - 80: \"Последняя жертва\", \"Бесприданница\", \"Сердце не камень\", \"Таланты и поклонники\", \"Без вины виноватые\" и др.
Умер А.Островский 14 июня 1886 в имении Щелыково.

Похожие сочинения

  1. Характеристика женских образов в произведениях Островского
    Всех героев и героинь А. Н. Островского можно подразделить на имеющих власть над другими и бесправных. В поздних пьесах Островского первые приобретают черты «самодурства», а вторые становятся жертвами этих «самодуров». Как это обычно бывает в жизни,...смотреть целиком
  2. Островский Мир и личность
    Кризис патриархального мира и патриархального сознания оста­ется в центре авторского внимания и в "Грозе". Но в этой драме Остро­вский придает проблеме совершенно иное звучание, рассматривает ее под...смотреть целиком
  3. Женские образы
    Отчего люди не летают так, как птицы? А. Островский Александр Николаевич Островский - драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских...смотреть целиком
  4. Мир героев Островского
    Александр Николаевич Островский — замечательный драматург, создавший на долгие годы репертуар русских театров. Родившись в Замосковречье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его...смотреть целиком
  5. Идейная направленность первых комедий Островского  Новое!
    Субъективно Островский, действительно, осуждал растущие «пороки и недостатки» мещанско-купеческих и чиновничьих слоев ради «торжества добра, правды, закона». Из всего этого и вытекали особенности критической направленности первых комедий Островского,...смотреть целиком
  6. Литература, театр и А. Н. Островский  Новое!
    Как известно, театр может существовать лишь постольку, поскольку в его распоряжении имеется репертуар. Без литературы театр мертв. Разумеется, драма — прежде всего род литературы. И все же пьеса принадлежит сразу двум искусствам: искус­ству слова (литературе)...смотреть целиком
  7. Особенности драматургии Островского особая роль диалога народность языка  Новое!
    Островский создавал свои пьесы в сознательном противоборстве с выдуманным миром охранительно-романтичной мелодрамы и плоским зубоскальством натуралистического псевдореалистического водевиля. Его пьесы коренным образом обновили театральный репертуар,...смотреть целиком