Странно, что великолепное, хоть и несколько наивное произведение Островского в последнее время все реже упоминается в школьных программах Вот так всегда: или восторгаемся по приказу вышестоящих, да еще и не тем, чем надо, или отрицаем огульно.

Книги надо рассматривать безотносительно к современному политическому климату. Ведь достоинство \"Овода\" вовсе не в одобрении или отрицании проблем, имевшихся на Апеннинском полуострове накануне итальянской буржуазной революции 1848-1849 годов. А книга \"Целина\", если поставить на обложке имя настоящего автора, вовсе не слабая публицистика, отражающая конкретные события конкретного времени.

Биографический роман Николая Островского - произведение страстное и честное. Вот эпизод, когда Павка Корчагин близок к самоубийству и проводит ревизию своей жизни: \"Перед глазами пробежала вся его жизнь, с детства и до последних дней. Хорошо ли, плохо ли он прожил свои 24 года?
Он перебрал в памяти год за годом и пришел к выводу, что, несмотря на ошибки, сделанные по молодости и дури, а больше всего - по незнанию, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови\".

Рассуждая дальше, Павел вспоминает эпизод боев под Варшавой. Тогда они наскоро перевязывали раненых и оставляли их, а сами мчались дальше: \"Эскадрон не останавливает свой бег из-за потери бойца\". И хотя он видел безногих пулеметчиков на тачанках, это все же было исключением.
\"Для чего жить, у6гр,а он уже потерял самое дорогое - способность бороться? Чем оправдать свою жизнь сейчас и в безотрадном завтра? Чем заполнить ее? Просто есть, пить и дышать?..\"
Действительно, \"кто осудит бойца, не желающего агонизировать\"? Добровольная смерть обреченных больных в чем-то гуманнее, чем предсмертные мучения.

Когда-то школьники учили наизусть абзац о том, что \"жизнь дается человеку один раз\". Сейчас кое-кто употребляет слова Островского в ироническом смысле А зря Ведь это действительно так, это действительно высокая цель - \"прожить жизнь так, чтобы не жег позор стыда за подлое и мелкое существование\".

В романе есть еще один пронзительный эпизод: Корчагин встречается с Ритой Устинович, которая могла бы стать его женой, не сочти она его погибшим. Он спрашивает девушку: \"Не потому ли жаль, Рита, что я никогда не стал бы для тебя больше чем товарищем? - Нет, Павел, мог стать и больше - Это можно исправить? - Немного поздно, товарищ Овод\". Ирония судьбы: \"схоронив\" друга, Рита вышла замуж, у нее дочка И Павел смотрит на нее с нежностью и говорит: \"Все же у меня остается несравненно больше, чем я только что потерял\".

Действительно, жизнь Корчагина, как и жизнь Островского, - сплошной подвиг И тогда, когда воевал за дело, которое считал правым, и когда строил узкоколейку, чтобы спасти город от гибели, и потом, когда слепой, парализованный человек станет писателем
\"Дуло презрительно глянуло ему в глаза. Павел положил револьвер на колени и злобно выругался. Все это бумажный героизм, братишка! Шлепнуть себя каждый дурак сумеет. Это самый трусливый и легкий выход из положения. А ты попробовал эту жизнь победить?... Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной\".

Корча

Похожие сочинения

  1. Писатель-драматург Александр Николаевич Островский
    Александр Николаевич Островский был великим писателем-драматургом. «Драматическая поэзия,- писал ой,- ближе к народу, чем все другие отрасли литературы». В служении народу, просвещении его и защите от угнетателей видел Островский цель своего творчества....смотреть целиком
  2. А.Н. Островский
    Становление русского национального театра и русской драматургии Драматургия - особый род искусства. Она существует "на слиянии" литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии.История современной...смотреть целиком
  3. "Я любви искала и не нашла" (А. Н. Островский)
    "Я любви искала и не нашла" (А. Н. Островский). Любовь Она как птица, свободная и непредсказуемая. Она парит высоко в чистом, безоблачном небе. Ты будто ощущаешь её присутствие над собой, протягиваешь к ней руки - она взмахивает крылом...смотреть целиком
  4. Характеристика женских образов в произведениях Островского
    Всех героев и героинь А. Н. Островского можно подразделить на имеющих власть над другими и бесправных. В поздних пьесах Островского первые приобретают черты «самодурства», а вторые становятся жертвами этих «самодуров». Как это обычно бывает в жизни,...смотреть целиком
  5. Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского
    В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру. Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась...смотреть целиком
  6. Москва в творчестве Александра Островского  Новое!
    А. Н. Островский — поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам...смотреть целиком
  7. Изображение мелких чиновников в творчестве Островского  Новое!
    Нельзя предположить, что осознание жизни возникло у начинающего писателя только во время поездки, что оно не было подготовлено предшествующими идейными интересами. Несомненно, что и до весны 1848 г. Островский с подобной же точки зрения отрицательно...смотреть целиком