Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/ostrovsii/_self/izobrazhenie_melkih_chinovnikov_v_tvorchestve_ostrovskogo/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102


Нельзя предположить, что осознание жизни возникло у начинающего писателя только во время поездки, что оно не было подготовлено предшествующими идейными интересами. Несомненно, что и до весны 1848 г. Островский с подобной же точки зрения отрицательно относился к жизни городских слоев русского общества, с которой он сталкивался в быту, которую наблюдал на службе. Об этом говорят и ранние его произведения. В комедиях и повестях 1840-х годов Островский не затронул жизнь дворянской и разночинной интеллигенции с ее идейными интересами и исканиями. Писателя интересовала тогда по преимуществу жизнь купечества и мелкого чиновничества.

Но изображение мелких чиновников было у раннего Островского в значительной мере подражательным. Свою первую повесть о «квартальном» он написал тотчас вслед за выходом собрания сочинений Гоголя. А его «Записки замоскворецкого жителя» представляют собой непосредственный отклик на гоголевскую «Шинель». Подобно Башмачкину, герой этой повести, чиновник Иван Ерофеич, ходит в «странной шинели» и так же унижен до потери человеческого достоинства. Автор, подобно Гоголю, защищает своего «горького», «несчастного», смешного героя. Но Островский проявляет при этом и черты оригинальности. Иван Ерофеич не жалкий переписчик, а столоначальник и угнетен он не начальством, а любовницей, мещанской вдовой и «бедовой бабой» Маврой Гурьевной Козырной, от которой хочет скрыться, но которая все же берет верх над ним. А главное, в характере героя автора интересует не его робкий протест, а то, что при всей его забитости в нем таится «сердце доброе, душа теплая» и что, подобно будущему Любиму Торцову, он сам сознает все свое «безобразие».

Свою повесть Островский рассматривал как начало целого цикла очерков и рассказов из жизни Замоскворечья. Островский хотел создать «физиологию» этой «неизвестной страны», где он родился и вырос. Но замысел этот не осуществился. Стремление показать на сцене купеческий быт оказалось сильнее, и Островский увлекся комедиями.

В изображении купечества драматург был совершенно оригинален. В характерах купцов он также стремился разглядеть патриархальную «доброту сердца» и «теплоту души». Эти черты были связаны, по его мнению, со всем старорусским укладом купеческой жизни, с его национальной самобытностью. Они проявлялись в семейных, нравах и обычаях купечества, в его эстетических вкусах и склонностях, в своеобразии его просторечия. Но при этом Островский прекрасно видел, что в купеческой жизни эти черты еще в большей мере, чем у чиновничества, искажаются и затемняются всяческими «безобразиями» - проявлениями семейного чванства и самодурства, торгашеской нечестности, нравственной невоспитанности. И Островский осуждал все это, исходя из идеала русской патриархальности и будто бы вытекающей из нее нравственной неиспорченности. Идеал этот хотя и заключал в себе утверждение определенного социального уклада, но субъективно был лишен политической заостренности. В нем на первое место выдвигались требования моральные и правовые.

Весной 1850 г., отвечая генералу Назимову на его «внушение» об обязанностях драматического писателя, Островский ясно высказал такое понимание основных задач своего творчества. Он указывал на то, что его комедия «Свои люди - сочтемся» («Банкрот») произвела «самые отрадные впечатления во всех слоях московского общества, более же всего между купечеством», что «благодаря русской правдолюбивой натуре, они (купцы) не только не оскорблялись этим произведением, но… изъявляли» ему «свою признательность за верное воспроизведение современных недостатков и пороков их сословия…». И Островский заявлял далее, что считает «комедию лучшею формою достижения нравственных целей», что его главной задачей было «добросовестное обличение порока, лежащее долгом на всяком члене благоустроенного христианского общества», что его «основною мыслью было желание, чтоб порок был смешон и гадок и чтоб торжествовали: добро, правда и закон».

Похожие сочинения

  1. Русский драматург Александр Николаевич Островский
    Глубокие перемены, которые происходили в русской жизни на рубеже 50—60-х годов, усилили интерес драматурга к истории родной страны, в особенности к тем ее периодам, которые также оказывались переломными. В пьесах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (855—862),...смотреть целиком
  2. Проблема положительного героя в творчестве Островского  Новое!
    Великий русский драматург, создатель национального театра, Островский пришел в русскую литературу ХIХ века со своим, не известным еще широкой публике героем – купцом. Недаром еще при жизни драматурга стали называть «Колумбом Замоскворечья». Для русского...смотреть целиком
  3. Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60—80-х гг. XIX века)  Новое!
    В драматургии Островского 60—80-х гг. охват русской действи­тельности становился более ши­роким, а социальный состав действующих лиц более разнообразным. Начало этого нового периода поло­жено двумя пьесами — «На всякого мудреца доволь­но простоты» (1868)...смотреть целиком
  4. Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского)
    Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы «Волки и овцы». Драматург не проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому...смотреть целиком
  5. Проблемы и суждения о творчестве Николая Островского  Новое!
    Творческая история романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» была ясна и проста, казалось бы, по канве событий; но она стала уникальной по значительности этих событий. Будучи тяжелобольным, Н. Островский в конце 1927 г. взялся писать «историческо-лирическую...смотреть целиком
  6. Островский наследник русского реализма Гоголя
    В 1840 году Островский окончил Первую Московскую гимназию с гуманитарным уклоном. В 1840—1843 гг. учился в Московском университете на юридическом факультете. Но еще в гимназии Островский увлекся литературным творчеством и оставил занятия юридическими...смотреть целиком
  7. Великий русский драматург
    Александр Николаевич Островский родился в Москве в 1823 году. Всю жизнь он провел в родном городе и любил Москву как сердце русского народа, как историческое сосредоточие его жизни и культуры. Отец будущего драматурга был стряпчим. Двенадцати лет Островский...смотреть целиком