Творческая история романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» была ясна и проста, казалось бы, по канве событий; но она стала уникальной по значительности этих событий. Будучи тяжелобольным, Н. Островский в конце 1927 г. взялся писать «историческо-лирическую повесть» о бригаде Г. И. Котовского, бойцом которой он был в 1919 г. В начале 1928 г. единственный рукописный экземпляр повести был послан котовцам в Одессу. Ее прочитали, с отзывом отослали обратно, но рукопись была утеряна почтой. Пережив эту неудачу, Н. Островский принимает решение все же продолжить работу по созданию книги. По его первоначальному замыслу она должна была стать документальным повествованием о гражданской войне и истории комсомольских организаций на Украине. Но вдохновение автора, его тонкое писательское чутье «преодолели» рамки мемуарного повествования, документальную строгость хроникального описания событий. В процессе творческой работы возникли художественные цели большего масштаба - писатель стал создавать роман о духовном мире, о нравственном облике своего современника.

Читатели быстро оценили историко-литературное, общественное значение романа. Те, кто был рядом с Н. Островским, кто участвовал в читательских обсуждениях романа, близко наблюдали, как формировалось всенародное мнение о романе:

«По тому влиянию, которое оказывало это литературное произведение на читателей и на меня самого, можно было смело утверждать, что произведение молодого писателя явилось крупным литературным событием,- делился в те,годы своими суждениями о романе врач, лечивший писателя, М. Павловский.- Тысячи писем, со всех концов нашей великой родины посылавшиеся к писателю, показали, что роман «Как закалялась сталь» нашел глубокий отклик в широчайших читательских слоях. Среди писем были стихи, критические отзывы и даже целые литературные произведения… Анализ писем говорил о том, что произведение Николая Островского затронуло самые глубокие, самые интимные тайники сердца молодёжи»

О романе, его героях написано немало, созданы десятки статей, книг, научных исследований. Не одно поколение литературоведов изучает творческую историю этого произведения, его художественные образы, особенности писательской работы Н. Островского, восприятие романа читателями разных стран. Единство выводов исследователей, критиков о непреходящей нравственной, художественной ценности романов «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей» придает многочисленным статьям и книгам о Н. Островском значительную литературоведческую весомость. Исследовав документальную основу творчества Островского, вплоть до детального, арифметического подсчета количества эпизодов, персонажей, речей, дневниковых записей, докладов и цитат в романе «Как закалялась сталь», изучив пути психологического созвучия духовной жизни автора романа и его главного героя, критика многое раскрыла в художественной специфике романа, определила его место в истории литературы.

Рассматривая роман «Как закалялась сталь» как такое идейно художественное единство, в котором «все части повествования, все его эпизоды, все действующие лица органически связаны между собой и подчинены творческому замыслу художника», Ветров охарактеризовал ряд важнейших особенностей мастерства “писателя, своеобразие принципов историзма в романе; В книге проведены отдельные сопоставления «Как закалялась паль» с произведениями литературы, освещен вопрос о развитии горьковской традиции в творчестве Н. Островского, нарисована картина бытования романа в общественном движении, в литературном развитии других стран и народов.



И хотя в изучении творчества Н. Островского литературоведами и критиками сделано многое, все же на каждом новом этапе жизни нашего общества неуклонно .возникает стремление обнажить не раскрытые до конца истоки той феноменальной художественной силы, которую не просто сохраняет роман «Как закалялась сталь», но все больше ее накапливает.

Критика о Н. Островском развивается путями сложными и отражает важнейшие процессы, происходящие в развитии истории и теории литературы. Оценить состояние этой! критики всегда означает увидеть наиболее характерные тенденции социально-эстетических исканий литературоведения в целом на том или ином этапе.

Задача настоящей книги состоит не в том, чтобы обстоятельно подводить итоги изучения творчества II. Островского в советском литературоведении в целом, а в том, чтобы попытаться осветить некоторые актуальные сегодня вопросы творчества писателя.

Содержания образа Павла Корчагина, когда исключительность, величие этого героя приравнивались порой к общераспространенному проявлению черт человеческого характера. Подобная трактовка образа героя, как правило, сводится в конце концов к схеме, согласно которой изначально будто бы порочный корчагинский характер в процессе повествования романа переживает коренное «улучшение», выпрямление: герой становится сознательным, преодолевает стихийность чувств, разумные начала, самодисциплина берут верх в его поведении. Основные издержки поведения корчагинских сверстников, по мнению критиков,- это ригоризм и аскетическое ограничение прав нового человека на личную жизнь. При всей важности многих наблюдений над социальным поведением героев романа «Как закалялась сталь» подобное толкование упрощает их психологию.

Сам Н. Островский (об этом говорит его участие в литературных дискуссиях тех лет) очень остро осознавал актуальные задачи, перспективы литературного развития, ощущал свое место в литературном строю, концептуально воспринимал само понятие литературного ряда. Недаром в середине 30-х гг. прозвучал обращенный к литераторам вопрос Н. Островского: «На линию огня вывел красных партизан Александр Фадеев, собирает вокруг тихого Дона казаков Шолохов и вывел в бой балтийских революционных матросов Всеволод Вишневский. Появился со своими «Всадниками» Яновский, где же остальные?» В настоящее время, воссоздавая историко-литературный фон, литературоведы сопоставляют «Как закалялась сталь» Н. Островского и роман В. Кина «По ту сторону». Однако роман Н. Островского можно сопоставить и с близким ему по тематике произведением Б. Левина «Жили два товарища».