Творческая история романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» была ясна и проста, казалось бы, по канве событий; но она стала уникальной по значительности этих событий. Будучи тяжелобольным, Н. Островский в конце 1927 г. взялся писать «историческо-лирическую повесть» о бригаде Г. И. Котовского, бойцом которой он был в 1919 г. В начале 1928 г. единственный рукописный экземпляр повести был послан котовцам в Одессу. Ее прочитали, с отзывом отослали обратно, но рукопись была утеряна почтой. Пережив эту неудачу, Н. Островский принимает решение все же продолжить работу по созданию книги. По его первоначальному замыслу она должна была стать документальным повествованием о гражданской войне и истории комсомольских организаций на Украине. Но вдохновение автора, его тонкое писательское чутье «преодолели» рамки мемуарного повествования, документальную строгость хроникального описания событий. В процессе творческой работы возникли художественные цели большего масштаба - писатель стал создавать роман о духовном мире, о нравственном облике своего современника.

Читатели быстро оценили историко-литературное, общественное значение романа. Те, кто был рядом с Н. Островским, кто участвовал в читательских обсуждениях романа, близко наблюдали, как формировалось всенародное мнение о романе:

«По тому влиянию, которое оказывало это литературное произведение на читателей и на меня самого, можно было смело утверждать, что произведение молодого писателя явилось крупным литературным событием,- делился в те,годы своими суждениями о романе врач, лечивший писателя, М. Павловский.- Тысячи писем, со всех концов нашей великой родины посылавшиеся к писателю, показали, что роман «Как закалялась сталь» нашел глубокий отклик в широчайших читательских слоях. Среди писем были стихи, критические отзывы и даже целые литературные произведения… Анализ писем говорил о том, что произведение Николая Островского затронуло самые глубокие, самые интимные тайники сердца молодёжи»

О романе, его героях написано немало, созданы десятки статей, книг, научных исследований. Не одно поколение литературоведов изучает творческую историю этого произведения, его художественные образы, особенности писательской работы Н. Островского, восприятие романа читателями разных стран. Единство выводов исследователей, критиков о непреходящей нравственной, художественной ценности романов «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей» придает многочисленным статьям и книгам о Н. Островском значительную литературоведческую весомость. Исследовав документальную основу творчества Островского, вплоть до детального, арифметического подсчета количества эпизодов, персонажей, речей, дневниковых записей, докладов и цитат в романе «Как закалялась сталь», изучив пути психологического созвучия духовной жизни автора романа и его главного героя, критика многое раскрыла в художественной специфике романа, определила его место в истории литературы.

Рассматривая роман «Как закалялась сталь» как такое идейно художественное единство, в котором «все части повествования, все его эпизоды, все действующие лица органически связаны между собой и подчинены творческому замыслу художника», Ветров охарактеризовал ряд важнейших особенностей мастерства “писателя, своеобразие принципов историзма в романе; В книге проведены отдельные сопоставления «Как зака

Похожие сочинения

  1. Проблема положительного героя в творчестве Островского  Новое!
    Великий русский драматург, создатель национального театра, Островский пришел в русскую литературу ХIХ века со своим, не известным еще широкой публике героем – купцом. Недаром еще при жизни драматурга стали называть «Колумбом Замоскворечья». Для русского...смотреть целиком
  2. Женские образы
    Отчего люди не летают так, как птицы? А. Островский Александр Николаевич Островский - драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских...смотреть целиком
  3. Судьба русской женщины в творчестве Островского  Новое!
    Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н. Некрасов На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники,...смотреть целиком
  4. Есть минуты, в которые переживаешь...
    Странно, что великолепное, хоть и несколько наивное произведение Островского в последнее время все реже упоминается в школьных программах Вот так всегда: или восторгаемся по приказу вышестоящих, да еще и не тем, чем надо, или отрицаем огульно. Книги...смотреть целиком
  5. Героини А. Н. Островского
    Всех героев и героинь А. Н. Островского можно подразделить на имеющих власть над другими и бесправных. В поздних пьесах Островского первые приобретают черты “самодурства”, а вторые становятся жертвами этих “самодуров”. Как это обычно бывает в жизни,...смотреть целиком
  6. Мир героев Островского
    Александр Николаевич Островский — замечательный драматург, создавший на долгие годы репертуар русских театров. Родившись в Замосковречье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его...смотреть целиком
  7. Изображение мелких чиновников в творчестве Островского  Новое!
    Нельзя предположить, что осознание жизни возникло у начинающего писателя только во время поездки, что оно не было подготовлено предшествующими идейными интересами. Несомненно, что и до весны 1848 г. Островский с подобной же точки зрения отрицательно...смотреть целиком