В 1925 году Шолохов начинает «Тихий Дон», который первоначально назывался «Донщина» и мыслился как роман о 1917 годе, о корниловскощ мятеже. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме История семьи Мелиховых в романе Тихий Дон. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Первые две книги романа выходят в 1928 году. В 1929-м начата была публикация третьей книги «Тихого Дона». Полностью она вышла в 1932 году, когда уже печаталась и первая книга «Поднятой целины».

Успех у читателей, радостная одержимость в работе. В письмах к друзьям, в беседах с корреспондентами Шолохов сообщает о том, что работает одновременно и над пьесой, и над циклом охотничьих рассказов. В эти же годы он собирал по праздникам в своем доме в станице Вешенской детей, сочинял для них веселые песенки и стихи.

Когда я думаю об этих годах в жизни Шолохова, я вспоминаю «болдинскую осень» в творчестве Пушкина. Колоссальный взрыв творческой энергии, чувство безграничных возможностей. И первые удары судьбы. Трудно было поверить мещанину с его ограниченным кругозором, с его стремлением низвести талантливое до серенького, повседневного, будничного в то, что в глухой казачьей станице молодым писателем, не окончившим из-за войны даже гимназии, создана книга такой художественной мощи, такого размаха, как «Тихий Дон».

Забывался пример Горького, который из «босяков» шагнул сразу в большую русскую литературу. Мало кто знал и о том, что Шолохов во время почти трехлетней жизни в Москве состоял в группе молодых писателей «Молодая гвардия», принимал участие в работе семинаров и т. д. А главное — учился сам, осваивал опыт мировой и русской литературы. Внимательный читатель легко найдет следы учебы у Толстого, Чехова, Гоголя даже в третьей книге «Тихого Дона».

Вокруг произведений Шолохова завязывается ожесточенная полемика в' советской критике двадцатых — тридцатых годов. Вульгарные социологи обвиняли его в «объективизме». На Западе делались попытки использовать произведения Шолохова в антисоветских целях. Так, одно из первых изданий «Поднятой целины» на французском языке завершалось сценой «бабьего бунта»,— вот, мол, чем закончилась коллективизация в СССР.

В трудных условиях работал Шолохов над завершением «Тихого Дона». Но именно четвертая книга романа, опубликованная в 1940 году, блистательна и совершенна. Виден зрелый мастер, для которого нет тайн человеческого сердца, который ощущает «горько-гадкую» жизнь во всех ее неисчислимых проявлениях.

«Тихий Дон» — одно из самых замечательных произведений литературы XX века.

Ромен Роллан, размышляя в начале тридцатых годов о том, что давала молодая литература Западу, обращался прежде всего к творчеству Шолохова. В статье «О роли писателя в современном обществе» он писал: «Лучшие из новых произведений советской литературы (например, книги Шолохова) продолжают, в основном, великую реалистическую традицию предшествующей эпохи, составляющую душу русского искусства, которую обессмертили произведения Толстого. Те же широкие полотна, где выступают целые пласты человечества в окружении природы; тот же объективный взгляд, широкий кругозор, который отражает, не искажая; то же стремление скрыть художника и раскрыть предмет его искусства,— в то время как на Западе искусство слишком часто — лишь румяна, маска на лице действительности»

Но Шолохов был не только продолжателем великих реалистических традиций русской литературы XIX века,— он стал одним из открывателей новых путей в искусстве. Это новое не только в изображении событий революции и гражданской войны, навой социалистической действительности, это новое и в принципах художественного осмысления и познания человека.

В «Тихом Доне» встает бурная эпоха, одна из поворотных эпох в истории человечества. Мы видим сталкивающиеся в ожесточенной, непримиримой борьбе классы. Перед нами жизнь во всей ее полноте, любви, страданиях, обманутых ожиданиях и свершившихся надеждах. Сотни действующих лиц на страницах эпопеи Шолохова. История семьи Мелеховых, трагическая повесть о любви Григория и Аксиньи, Григория и Натальи; большевики, такие как Михаил Кошевой, Котляров, Штокман, казаки, матросы, красноармейцы... Вся полнота действительности предстает в поразительном богатстве красок, лиц, положений.

Похожие сочинения

  1. Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова Аржанова
    Этот художественный принцип «оттенения» используется Шолоховым и при характеристике Давыдова, Андрея Размётнова, Макара Нагульнова, Найденова, Кондратько. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова...смотреть целиком
  2. Характеристика образа Кондрата Майданникова
    Майданников Кондрат — крестьянин-«середняк». Образ героя призван продемонстрировать движение крестьянской массы к сотрудничеству с советской властью. На собрании при обсуждении плана организации колхоза он с цифрами в руках доказывает, что коллективное...смотреть целиком
  3. Трагедия в романе Шолохова «Поднятая целина»
    Много произведений написано о насильственной коллективизации и массовом избиении крестьянства. О трагедии российского крестьянина рассказали нам книги С. Залыгина «На Иртыше», «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Пара гнедых» В. Тендрякова, «Облава» В. Быкова...смотреть целиком
  4. Тема коллективизации в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина».
    Сюжет романа «Поднятая целина» переносит нас на Дон, на хутор Гремячий Лог, куда одновременно приезжают участники и идеологи будущего конфликта: один, Половцев, ночью, как волк, потому что он белогвардеец, другой, бывший путилов-ский рабочий и красный...смотреть целиком
  5. Изображение коллективизации в романе М. Шолохова "Поднятая целина"
    Роман Шолохова "Поднятая целина" рассматривался все время как восхваление советского строя. Мне кажется, что если читать его непредвзято, то можно увидеть неоднозначное отношение автора к тем методам, которыми проводилась коллективизация,...смотреть целиком
  6. Народ и власть в романе «Поднятая целина»
    Характерно, что гремяченские «коммунисты» с самого начала действуют самостоятельно. Образ высокого партийного начальства в романе прорисован невразумительно, а то, что прорисовано, выглядит крайне негативно. Во всех сценах, происходящих в райко-мовских...смотреть целиком
  7. Дед Щукарь
    Дед Щукарь в ответ на предложение Давыдова купить нового козла говорит: «Такого козла ни за какие деньги не купишь, не было и нет таких козлов на белом свете! А горе мое при мне останется...» (Такое употребление слова «враг» поддерживается в романе обращением...смотреть целиком