В романе «Поднятая целина» мир животных — это как бы продолжение и отражение мира людей. Изначально, в крестьянском быту, животные — это помощники и сотрудники человека, их ждут, о них мечтают, выхаживают, как детей, ими гордятся. Перечитаем, как вспоминает Кондрат Майданников о рождении своего первого в хозяйстве быка, помогшего ему выбиться из горькой нужды, как рассказывает Яков Лукич Островное о своей кобылке от племенной матки. Чувствуется, что речь идет о самом дорогом и близком для этих людей.

Но с приходом в хутор Гремячий Лог коллективизации все меняется. Необходимость расстаться с кровным, нажитым, с тем, что было как бы продолжением твоих рук, с теми, кого ты кормил и кто кормил тебя, оборачивается крушением мира для казаков. И как бы в предчувствии конца света они начинают уничтожать самое дорогое, что имели, жизни без чего не мыслят. Уничтожают тех, на кого от века не поднималась рука крестьянина, — стельных коров и овец, молодняк, не вошедший в силу и крепость, даже рабочий скот. Такое может происходить только в том случае, если крестьянин не рассчитывает жить дальше. Сцены резки скота в романе несут на себе отблеск коллективного самоубийства.

Классовая борьба, затронувшая крестьян, распространяется и на животных. «Раскулаченные» кобели, по выражению деда Щукаря, наводняют хутор. Мы не знаем списка раскулаченных в Гремячем Логе, но цифры собак, потерявших хозяев в результате раскулачивания, которых Щукарь предлагает пустить на шкуры, приводят в содрогание.

«Раскулаченные» коровы не дают молока колхозным дояркам, во всяком случае, доятся гораздо хуже, чем у своих бывших хозяев. Тут и выясняется, что догляд и уход за животными в колхозе гораздо хуже, чем был у хозяев.

Животные в мире романа как бы «равноправны» человеку. Дед Щукарь на полном серьезе воюет с бывшим «кулацким» козлом Трофимом, а потом выясняется, что он любит его — тоже на полном серьезе. «Кулацкая» кобылка участвует в споре-схватке Давыдова с Устином Рыкалиным. Андрей Раз-метнов объявляет войну котам и кошкам, разоряющим голубиные гнезда, а Макар Нагульнов всерьез занимается устроением петушиного хора, да еще соглашается ценить пение петухов только по «классовому признаку», заявляя, что если бы так красиво и мощно пел не петух Майданникова, а какой-нибудь «кулацкий» петух, то он его и слушать не стал бы.

У образов животных есть и еще одна функция. Они как бы проявляют человеческую сущность и стремления человека, составляя с образами людей как бы развернутые сравнения. Таков образ волка в романе. «Враги» колхозного строя постоянно сравниваются с «волками», но сам грозный зверь в романе появляется в виде... щенной волчицы с отвисшими сосцами. Половцев в сцене резки овец у Якова Лукича очень напоминает волка, но повторяющаяся деталь образа Андрея

Разметнова — «злобноватые глаза» — приводит на ум то же сравнение.

Загнанные на колхозной работе, запаренные правленческой быстрой ездой жеребцы не обращают внимания на кобыл, о которых рассказывает дед Щукарь, напоминают Давыдова и Нагульнова, которые так и погибнут бездетными, вечно «запаренные» колхозными делами, так и не успевшие ни испытать настоящей любви, ни завести настоящей семьи.

Голубиная пара, которую оберегает Разметнов, напоминает ему о его ушедшем семейном и отцовском счастье, но и служит как бы предвестницей его новой женитьбы.

Несчастная старая слепая кобыла, купленная Щукарем у цыган, всю жизнь свою проходившая в чигире, там и ослепшая, а под конец надутая для того, чтобы производить впечатление сытой и веселой, какой-то грустный и щемящий отсвет отбрасывает на образ самого старого Щукаря, весельчака и балагура, прожившего тяжелую и неласковую к нему жизнь.

Итак, у животных в романе «Поднятая целина» несколько художественно значимых функций, очень важных в структуре произведения. Роман «Поднятая целина» — одно из самых лучших произведений Михаила Александровича Шолохова. Писатель рассказывает о том, как происходил процесс коллективизации в двадцатые годы по всей стране.

На первом плане в романе «Поднятая целина» мы видим коммунистов, которые агитируют крестьян вступить в колхоз. Шолохов показал, как партийные люди, для которых дело партии дороже всего, стараются выполнить его с достоинством, с честью, так как Коммунистическая партия была символом счастья, верой в будущее.

Для них «кулак» — это «враг народа», и все. Шолохов писал, что такой класс нужно ликвидировать во что бы то ни стало.

«Кулаки» были крестьянами, как и остальные герои романа, но у них было хорошее хозяйство, прекрасный дом, богатая пища, было накоплено денег, и одежда у них была богаче. А коммунисты были типичными представителями бедноты. А беднота, кроме одной коровы и нескольких кур, ничего не имела. Поэтому такие зажиточные крестьяне считались «врагами народа». Их раскулачивали и отправляли в Сибирь, где их ждал каторжный труд. Многие умирали прямо по дороге, не доезжая до места своего поселения. А вернувшись обратно, им приходилось начинать все сначала. В романе Шолохов показал жизнь «кулака» в образах Фрола Дамаскова, Тита Бородина.

Таких людей раскулачивали, несмотря на их трудно прожитую жизнь. Например, Тит Бородин в гражданскую войну был красноармейцем и имел какие-то заслуги. Вернувшись с войны, он очень хорошо работал и таким образом обзавелся хорошим хозяйством.

В связи с политикой, которую проводила Коммунистическая партия, у зажиточных крестьян забирали все, что они нажили, работая не покладая рук. Им оставляли только самое необходимое, что может пригодиться в дороге.

Сам процесс коллективизации привел к тому, что полностью ликвидировался класс крестьянства и частная собственность.

С точки зрения Шолохова эта политика партии была правильной, правдивой. Но шли годы, менялись руководители партии, изменились взгляды у людей. Они не принимают ту политику, которую проводил Сталин. Сейчас можно высказать свое мнение, за которое тебя не отправят в ГУЛАГ и не объявят врагом народа. С точки зрения сегодняшнего дня мы видим, что коллективизация была ошибкой. Мне кажется, что не надо было раскулачивать таких людей. Они наживали хозяйство своим же «горбом». Они имели право жить так, как хотят. Но люди отвернулись от них, партия объявила их врагами народа и затем ликвидировала, как «кулаков». И сегодня мы ясно видим, что такая политика была ошибочной, что с людьми так поступать нельзя.