Страница: [ 1 ]  2  

Период, изображенный в «Поднятой целине», отличается острым драматическим напряжением, что, естественно, отражается и на мыслях и чувствах людей, вовлеченных в этот круг событий. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Разбор сцен романа Поднятая целина. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Такие массовые сцены, как собрание бедноты и общее хуторское собрание, раскулачивание и обсуждение вопроса о нормах выработки, премирование Шалого и «бабий бунт», первое открытое партийное собрание необходимы для раскрытия «мнения народного» по тому или иному вопросу. Массовые сцены выражают высшую точку духовного настроения народа, как бы завершают определенный этап в его духовном становлении.

С большой художественной силой воплощена многоликость и разнохарактерность массы. Драматизм и напряженность народных массовых сцен вытекают из неоднородности отношения различных групп к тому или иному вопросу. Отсюда возникает непосредственно льющийся диалог между различными представителями этих групп, которые обмениваются репликами, спорят между собой. По ходу спора возникают комические ситуации, высказывания. Эта живая реакция раскрывает степень активности народа, помогает увидеть его разносторонне, многоцветно, объемно. Народные массовые сцены являются как бы узловыми точками развития действия, раскрывающими рост самосознания трудового крестьянства.

Этот рост самосознания масс довольно ярко проявился и во взаимоотношениях казаков хутора Войскового с Половцевым. Половцев — хитрый и коварный враг. Он понимает, что достигнуть своих целей сможет только при поддержке казаков, если ему удастся использовать и разжечь их малейшее недовольство. В самый разгар коллективизации, когда некоторые руководители занялись «стопроцентным» вовлечением в колхоз, приезжает Половцев в хутор Войсковой для организации бунта против Советской власти. Он еще не знает, что собравшиеся казаки уже читали известную статью «Головокружение от успехов». Хуторяне отказываются поддержать Половцева, о чем спокойно сказал старый казак.

Почему Половцев не в Гремячем, а именно в хуторе Войсковом надеялся получить поддержку? Да потому, что именно в Войсковом местные руководители неправильно раскулачивали середняков и насильно заставляли казаков вступать в колхоз. Если в Гремячем Николай Люшня возражает Нагульнову («или мне нельзя супротив твоего мнения гутарить?»), то в Войсковом председатель Совета так «зануздал было, что на собрании и слова супротив него не скажи». Когда же выяснилось, что подобные действия являются произволом местных властей, а не выражением партийной линии, то казаки поняли, что Половцев толкал их на дело, идущее вразрез с их собственными интересами. А в Гремячем у Половцёва гораздо меньше сторонников, потому что Давыдов и коммунисты из агитколонны, проводя правильную политическую линию, сумели привлечь казаков на свою сторону.

Показывая решающую роль народных масс в историческом процессе, автор всем строем романа наталкивает читателя на мысль, что нельзя видеть в одном человеке, даже талантливом и энергичном, главную силу переделки действительности. Правильное, диалектическое понимание взаимоотношений между народом и личностью дает возможность Шолохову глубоко разрешить и проблему положительного героя.

В центре «Поднятой целины» три коммуниста: Давыдов, Размётнов и Нагульнов.

Это вожаки гремяченской бедноты, лучшая часть народа, его авангард. То, что в этом славном «триумвирате» центральную роль играет питерский рабочий Семен Давыдов, как бы символизирует непоколебимость боевого союза рабочего класса и крестьянства. Ставя героя в разнообразные условия и обстоятельства, где он может раскрыться со всех сторон, Шолохов показывает во всей полноте индивидуальность Давыдова. Каждая сцена в романе прибавляет что-нибудь новое к нашему пониманию характера Давыдова. Вот это-то богатство индивидуальных особенностей и оттенков и приводит к тому, что читатель верит в реальное существование героя.

И в то же время Давыдов — глубоко типический образ. Самое главное, принципиально важное в нем то, что в этом образе глубоко раскрыта деятельность передового рабочего — коммуниста, посланного партией в деревню в числе двадцати пяти тысяч ее лучших представителей. Давыдов раскрывается в типических обстоятельствах, в том основном общественном конфликте, который был характерен для начала 30-х годов.

Жизнь поставила Давыдова по-настоящему в трудное положение, в котором не сразу можно разобраться, чтобы сделать правильный вывод. И он действительно не сразу находит ответ на многие вопросы. Это естественно: деревня пошла по нехоженой дороге. Не одному Давыдову не так-то просто было понять, почему большинство середняков на первых порах не желает идти в колхоз, несмотря на явные преимущества колхозного хозяйства; почему Титок—вчерашний партизан — стал кулаком и врагом; почему бедняк Борщов открыто поддерживал кулака; почему к Островнову — культурному хозяину, сознательно, как казалось Давыдову, вступившему в колхоз, — враждебно относится Нагульнов.

Уже в сцене приезда в Гремячий Лог Шолохов в характере Давыдова подчеркивает такие психологические черты, которые свойственны характеру нового человека: простота в общении и коллективизм, сформированные самим процессом труда. В разговоре с секретарем райкома выявляется его прямота, в разговоре с казаками — неистощимый юмор, общительность.

Поначалу Давыдов показался Размётнову сухим и черствым. Но, вспомнив «его коренастую, прочного литья фигуру, лицо, напряженное, собранное в комок, с жесткими складками по обочинам щек, с усмешливо-умными глазами», Размётнов обрадованно решил: «Нет, этот не подведет». Уже эти портретные детали, увиденные глазами Размётнова, раскрывают основные черты характера Давыдова. Но главное в нем — цельность характера. Эта черта Давыдова проявляется в любом разговоре, в любом эпизоде.

Вот Размётнов в истерическом порыве отказывается раскулачивать. Слова его поразили Давыдова. Возмущение, гнев председателя, словно снежная лавина, обрушились на голову Размётнова. В словах, обращенных к Размётнову, ярко выразилась ненависть путиловца к кулакам как силе, стоящей на пути к счастливой жизни всего трудового крестьянства. В то же время Давыдов высказывает глубокую заинтересованность в судьбах тех кулаков, которые способны найти в себе силы, чтобы вступить на честный трудовой путь: «Работать будут — кормить будем. А когда построим, эти дети уже не будут кулацкими детьми. Рабочий класс их перевоспитает».

С большой силой и теплотой изображен Давыдов в эпизоде дележа кулацкого имущества. Нуждающихся в одежде и обуви оказалось так много, что всех удовлетворить правление было не в состоянии. Давыдов видел, как жена Демки Ушакова обмерла над сундуком, наполненным красивыми вещами, видел, с каким самоотречением отказалась брать вещи для себя самой, надеясь на приобретение хоть какой-нибудь одежды для своих семерых детей. И он приказал выдать все для ее детей.

Эта сцена не только обнаруживает некоторые существенные стороны характера Давыдова. Здесь Шолохов с особой художественной силой раскрыл, что преобразования, происходящие в Гремячем, совершенно закономерны и обусловлены всем ходом общественного развития страны: ликвидация кулачества как класса эксплуататоров в деревне продиктована объективными законами пролетарской революции и направлена к тому, чтобы избавить подавляющую часть крестьянства от нищеты и бедности.

Стремясь раскрыть исторические закономерности жизни своего народа, Шолохов обратил внимание на людей активного действия, борцов за строительство новой жизни, людей, стоящих в центре свершения исторических событий. Правда, в «Поднятой целине» нет ничего эффектного: ни преувеличенных страстей, ни грандиозных подвигов — жизнь здесь предстает во всей ее будничности, со всеми противоречиями, которыми так богата развивающаяся действительность.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    «Поднятая целина» М. А. Шолохова — роман, вос­производящий подлинные исторические факты. Он дает наглядное представление о судьбе русского кре­стьянства в 30-е годы двадцатого столетия. Деревня того времени — это прежде всего частная собствен­ность и...смотреть целиком
  2. Сцена «бабьего бунта» в романе Л. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой)
    Так называемый бабий бунт в романе М. Шолохова «Поднятая целина» начинается с момента, когда в Гремячий Лог прибыли подводы из хутора Ярского за семенами. В служебной записке от председателя правления райполеводсоюза Давыдову предлагалось выдать ярскому...смотреть целиком
  3. Отражение мира людей в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    В романе «Поднятая целина» мир животных — это как бы продолжение и отражение мира людей. Изначально, в крестьянском быту, животные — это помощники и сотрудники человека, их ждут, о них мечтают, выхаживают, как детей, ими гордятся. Перечитаем, как вспоминает...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Кондрата Майданникова
    Майданников Кондрат — крестьянин-«середняк». Образ героя призван продемонстрировать движение крестьянской массы к сотрудничеству с советской властью. На собрании при обсуждении плана организации колхоза он с цифрами в руках доказывает, что коллективное...смотреть целиком
  5. Враги народа в романе Шолохова «Поднятая целина»
    Еще не до конца разгадана тайна бессмертия великих творений человеческого разума и сердца. По-прежнему зачарованно смотрит мир на улыбку Джоконды, по-прежнему манит за собой загадочная «Незнакомка», по-прежнему спорят критики о том, осуждает ли Шолохов...смотреть целиком
  6. Образ Щукаря в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    М. А. Шолохов нарисовал в романе «Поднятая це­лина» картину жизни народа в дни глубоких корен­ных преобразований, которые коснулись не только экономического уклада и социальных отношений в деревне, но и сознания и психологии людей. Несмотря на всю...смотреть целиком
  7. Посланец партии (образ Давыдова по роману "Поднятая целина")
    Михаил Александрович Шолохов был непосредственным участником и свидетелем коллективизации на Дону. Наблюдая за работой рабочих-путиловцев Баюкова и Плоткина, он сумел впоследствии создать правдивый характер посланца партии, двадцатипятитысячника Семена...смотреть целиком