Вешенская… Старинная казачья станица. Она раскинулась у самого тихого Дона, на бескрайних степных просторах. Как близка и как знакома нам эта земля по бессмертным творениям Михаила Шолохова! К Вешенской обращено внимание всех, кому дорога литература, ее искрометное, вечно живое слово. Здесь жил и работал долгие годы Михаил Шолохов – автор «Тихого Дона», «Поднятой целина», «Судьбы человека», певец земли русской. «Родимая степь под низким донским небом! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!» Кому принадлежат эти неповторимые краски, необычные и простые, как сама жизнь, образы, ключевой язык, эти кровью сердца написанные слова? Ну, конечно же, Михаилу Шолохову – выдающемуся сыну столь изумительно описанных им донских степей.

В донском хуторе Гремячий Лог разворачиваются события в романе «Поднятая целина». Перед нами широкое полотно, повествующее о «годе великого перелома», когда в огне классовых боев рождался и укреплялся гремяченский колхоз. Народным массам, строящим во главе с рабочим-путиловцем Семеном Давыдовым новую жизнь, противостоит кучка злобных врагов народа, возглавляемых белогвардейцем, есаулом Половцевым. Схватка враждебных сил обусловила напряженность в развитии действия, острый драматизм повествования. Половцев и его сообщники ведут скрытую борьбу, действуют тайно. Их попытка повлиять на ход событий, предотвратить создание колхоза, не дать ему окрепнуть, проявляются в распространении провокационных слухов, в тайной кулацкой агитации, во вредительстве Островнова, действующего тихой сапой. Сопротивление врагов обнаруживается в отдельных драматических и трагических событиях (например, убийство бедняка Хопрова, двух чекистов, появившихся в Гремячем под видом «заготовителей»). Полны драматизма те страницы романа, где рассказывается о последних минутах Давыдова. Ему суждена была долгая жизнь, но враги не пощадили его. Когда он вместе с сельскими коммунистами, приходит к Островнову, чтобы обезвредить банду Половцева, его встречают пулеметным огнем. «Ох, и трудно же уходила жизнь из широкой груди Давыдова, наискось, навылет простреленной в четырех местах…» А каким трогающим сердце лиризмом проникнуты следующие строки: «Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безумянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака… Вот и всё!»

В своих произведениях Шолохов стремился раскрыть всю многогранность, противоречивую сложность бурной революционной эпохи. Отсюда характерная особенность шолоховского художественного метода – сочетание драматизма и юмора. Часто у Шолохова комическое непосредственно соседствует с серьезным и даже трагическим. Так, в «Поднятой целине» в сцену нападения Бородина на Давыдова – драматическую по своему содержанию – включен смешной эпизод с дедом Щукарем, которого потрепал бородинский пес. «Дай мне ливольверт, Макар!… – вылупив глаза, горловым голосом заорал ободрившийся дед Щукарь. – Дай, пока сердце горит! Я его вместе с хозяйкой жизни ррре-шу!..» В сцене «бабьего бунта» повествование о смертельной опасности, угрожающей Давыдову, сопровождается рассказом о злоключениях деда Щукаря на сеновале (как дед с козлом «воевал»).






Юмор никогда не является у Шолохова самоцелью, он служит средством раскрытия человеческого характера, социальных отношений. Комичен дед Щукарь –

Похожие сочинения

  1. Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова Аржанова
    Этот художественный принцип «оттенения» используется Шолоховым и при характеристике Давыдова, Андрея Размётнова, Макара Нагульнова, Найденова, Кондратько. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова...смотреть целиком
  2. Художественный анализ
    Со времени создания М. Шолоховым «Поднятой целины» написано много произведений, посвященных теме коллективизации, но такой полной и рельефной картины деревенской жизни, насыщенной драматическими событиями, нет ни в одном из них. В «Поднятой целине»...смотреть целиком
  3. Образ Якова Лукича Островнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    В романе «Поднятая целина» М. А. Шолохов иссле­дует судьбу народных масс, судьбу крестьянства. Ог­ромный интерес для писателя представляют народ­ные характеры. Он рисует образы интересные, яркие, самобытные. Одним из главных героев в романе предстает...смотреть целиком
  4. Народ и власть в романе «Поднятая целина»
    Характерно, что гремяченские «коммунисты» с самого начала действуют самостоятельно. Образ высокого партийного начальства в романе прорисован невразумительно, а то, что прорисовано, выглядит крайне негативно. Во всех сценах, происходящих в райко-мовских...смотреть целиком
  5. Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М.А.Шолохова "Поднятая целина" книга первая, глава 7)
    «Поднятая целина» М. Шолохова пришла к читателю с перерывом в чет-верть века. Первая книга была создана вслед за событиями коллективизации в 1932 году. Вторая доработана после Великой Отечественной войны, она создава-лась параллельно с романом «Они сражались...смотреть целиком
  6. Мастерство в изображении мира человеческих чувств в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Шолохов "Поднятая целина2
    Долгое время классическим, хрестоматийным произведением о коллективизации, где автор проявил большое мастерство в изображении мира человеческих чувств, считался роман М. Шолохова “Поднятая целина”. Особую ценность роману придавал и тот факт, что он был...смотреть целиком
  7. Образ Щукаря
    Не будем останавливаться подробно на идейно-художественной функции образа Щукаря в структуре романа, но несомненно, что трагикомические краски наложены писателем вовсе не для разоблачения люмпена - Щукаря. И нельзя подходить к художественному произведению...смотреть целиком