Вешенская… Старинная казачья станица. Она раскинулась у самого тихого Дона, на бескрайних степных просторах. Как близка и как знакома нам эта земля по бессмертным творениям Михаила Шолохова! К Вешенской обращено внимание всех, кому дорога литература, ее искрометное, вечно живое слово. Здесь жил и работал долгие годы Михаил Шолохов – автор «Тихого Дона», «Поднятой целина», «Судьбы человека», певец земли русской. «Родимая степь под низким донским небом! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!» Кому принадлежат эти неповторимые краски, необычные и простые, как сама жизнь, образы, ключевой язык, эти кровью сердца написанные слова? Ну, конечно же, Михаилу Шолохову – выдающемуся сыну столь изумительно описанных им донских степей.

В донском хуторе Гремячий Лог разворачиваются события в романе «Поднятая целина». Перед нами широкое полотно, повествующее о «годе великого перелома», когда в огне классовых боев рождался и укреплялся гремяченский колхоз. Народным массам, строящим во главе с рабочим-путиловцем Семеном Давыдовым новую жизнь, противостоит кучка злобных врагов народа, возглавляемых белогвардейцем, есаулом Половцевым. Схватка враждебных сил обусловила напряженность в развитии действия, острый драматизм повествования. Половцев и его сообщники ведут скрытую борьбу, действуют тайно. Их попытка повлиять на ход событий, предотвратить создание колхоза, не дать ему окрепнуть, проявляются в распространении провокационных слухов, в тайной кулацкой агитации, во вредительстве Островнова, действующего тихой сапой. Сопротивление врагов обнаруживается в отдельных драматических и трагических событиях (например, убийство бедняка Хопрова, двух чекистов, появившихся в Гремячем под видом «заготовителей»). Полны драматизма те страницы романа, где рассказывается о последних минутах Давыдова. Ему суждена была долгая жизнь, но враги не пощадили его. Когда он вместе с сельскими коммунистами, приходит к Островнову, чтобы обезвредить банду Половцева, его встречают пулеметным огнем. «Ох, и трудно же уходила жизнь из широкой груди Давыдова, наискось, навылет простреленной в четырех местах…» А каким трогающим сердце лиризмом проникнуты следующие строки: «Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безумянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака… Вот и всё!»

В своих произведениях Шолохов стремился раскрыть всю многогранность, противоречивую сложность бурной революционной эпохи. Отсюда характерная особенность шолоховского художественного метода – сочетание драматизма и юмора. Часто у Шолохова комическое непосредственно соседствует с серьезным и даже трагическим. Так, в «Поднятой целине» в сцену нападения Бородина на Давыдова – драматическую по своему содержанию – включен смешной эпизод с дедом Щукарем, которого потрепал бородинский пес. «Дай мне ливольверт, Макар!… – вылупив глаза, горловым голосом заорал ободрившийся дед Щукарь. – Дай, пока сердце горит! Я его вместе с хозяйкой жизни ррре-шу!..» В сцене «бабьего бунта» повествование о смертельной опасности, угрожающей Давыдову, сопровождается рассказом о злоключениях деда Щукаря на сеновале (как дед с козлом «воевал»).






Юмор никогда не является у Шолохова самоцелью, он служит средством раскрытия человеческого характера, социальных отношений. Комичен дед Щукарь – балагур, хвастун, человек трусливый и любящий прилгнуть, которому бы, как говорит Нагульнов, «только языком балабонить, брехни рассказывать». В рассказах Щукаря о том, как его в детстве пьяный дьячок и поп окунули в кипяток, как крючок «промзил» его верхнюю губу, как он накормил вторую бригаду «вустрицами», положив их в общий котел «для скусу», и в других бытовых сценах речь хитрого, изворотливого Щукаря пересыпана местными выражениями, измененными словами. Много смешных приключений происходит с дедом Щукарем, но где-то за этим смешным проступает трогающее душу своей человечностью изображение судьбы горемыки-бедняка, впервые начинающего в годы колхозного строительства ощущать свое право на человеческое достоинство, на свое место в новой жизни.

Создавая ряд комических персонажей из народа (Щукарь, Молчун), писатель вместе с тем вызывает сочувствие к людям, жизнь которых была искалечена в годы дореволюционного прошлого. Веселая шутка скрашивала печальное, безрадостное существование того же Щукаря. Он с трудом приобщается к новой жизни, но радуется ей: «Жизнь эта, мне, братцы, начала дюже нравиться!»

С большой силой запечатлел Шолохов народный юмор, в котором проявляются жизнерадостность и оптимизм народа, его склонность к веселой словесной перепалке, к озорной шутке, острому словечку и анекдоту В рассказах отдельных персонажей, в диалогах, в многоголосом хоре на собрании – всюду звучит меткий и образный народный язык. А. Серафимович восхищался тем, как Шолохов воспроизводит «подлинный живой язык степного народа, пронизанный веселой, хитроватой ухмылкой, которой всегда искрится казачья речь».