Человек, взявший в руки эту книгу, с первых же страниц начинает сопереживать героям, с волнением следить за тем, как развивается сюжет. Большую роль в создании столь экспрессивных и живых образов героев романа сыграл юмор.
С помощью шуток, казачьих выражений, колоритности речи Шолохов делает образы своих героев по-настоящему реалистичными. По мнению Шолохова, юмор — это неотъемлемая часть народного духа, и именно поэтому олицетворением юмористического начала в романе стал подлинный выходец из народа, деревенский шут — дед Щукарь. Этому герою на страницах романа отведено достаточно много места. Дед Щукарь включен в действие наравне с Давыдовым, Нагульновым и Разметновым и, безусловно, самый запоминающийся из них. Вся его жизнь, начиная с истории с крещением в церкви, — это сплошная трагикомедия. Он постоянно попадает в самые невероятные ситуации, все время врет, хвастает, и поэтому никто на хуторе не воспринимает его всерьез. Но, несмотря на его вранье и хвастовство, в народе его любят, потому что все его «причуды» никому не приносят вреда и никого не оскорбляют. Дед Щукарь совершает все свои смешные, а зачастую и глупые поступки по простоте душевной, а также из-за излишней доверчивости.
Что касается автора, то ему образ Щукаря в романе нужен для снижения образов главных героев, внесения в них доли иронии. Так, в народном представлении красочные рассказы Давыдова и Нагульнова о мировой революции и господстве пролетариата ничем не отличаются от побасенок деда Щукаря. Народ также не воспринимает их всерьез, а значит, в какой-то степени не воспринимает всерьез и самих рассказчиков, то есть Давыдова и Нагульнова.
Автор наделяет всех симпатичных ему персонажей этой «щукаревской» чудинкой. Так, у Нагульнова — это изучение английского языка и страсть к петушиному пению. (Примечательно, что и слушает петухов, и изучает английский он вместе все с тем же дедом Щукарем). У Давыдова — это слово «факт», которое он постоянно, к месту и не к месту, что чаще всего, повторяет в разговоре. У Разметнова — голуби, ради которых он стреляет всех окрестных кошек.
Юмор помогает героям справляться с тяжелыми жизненными ситуациями. Так, например, в драматической ситуации «бабьего бунта» не только личное мужество помогает Давыдову противостоять разъяренной толпе; его самообладание подпитывается еще и юмором. Вот почему на несправедливые колотушки баб он отвечает незлобивой иронией:

«— Гражданочки! Дорогие мои ухажерочки! Вы хоть палками-то не бейте, — упрашивал он... и через силу улыбался...
Его нещадно колотили по согнутой широкой и гулкой спине, но он... несмотря на боль, все еще пробовал шутить: — Бабушка! Тебе помирать пора, а ты дерешься. Дай я тебя хоть разок ударю, а?»

Иронией пронизаны и взаимоотношения главных героев с женщинами. В этом плане и у Давыдова, и у Нагульнова, и у Разметнова есть что-то «щукаревское». Так, Давыдов воровато озирается по сторонам, когда они идут с Лушкой, и та в конце концов обзывает его трусом, бабой и предлагает надеть свою юбку; Разметнов щеголяет в галифе первого мужа Марины, которое с него стаскивают бабы во время бунта.
Таким образом, смех—это неотъемлемая часть народной жизни, а значит, и романа «Поднятая целина». Смех помогает героям в трудных ситуациях, делает жизнь более понятной. Шолохов сумел совместить трагическое во многом повествование с жизненным юмором, и в этом заслуга гениального писателя.

Похожие сочинения

  1. Образ Семена Давыдова в романе Шолохова «Поднятая целина»
    Семен Давыдов, бывший моряк и слесарь путиловского завода, приезжает в хутор Гремячий Лог для организации колхоза. Задача перед ним стоит непростая, ведь казаки издавна считали себя привилегированным сословием, покорность им вовсе не свойственна, как,...смотреть целиком
  2. Художественный анализ
    Со времени создания М. Шолоховым «Поднятой целины» написано много произведений, посвященных теме коллективизации, но такой полной и рельефной картины деревенской жизни, насыщенной драматическими событиями, нет ни в одном из них. В «Поднятой целине»...смотреть целиком
  3. Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова Аржанова
    Этот художественный принцип «оттенения» используется Шолоховым и при характеристике Давыдова, Андрея Размётнова, Макара Нагульнова, Найденова, Кондратько. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Макара Нагульнова Размётнова...смотреть целиком
  4. "Великий перелом" и его изображение в романе А.А. Шолохова "Поднятая целина"
    Один из решающих рубежей в истории нашей Родины, так называемое "социалистическое преобразование деревни" начало 30-х годов составляет содержание романа А.А. Шолохова "Поднятая целина" Судьбу коллективизации решал середняк. Взбаламученные...смотреть целиком
  5. О судьбе народа в годы коллективизации в романе «Поднятая целина»
    О судьбе народа в годы коллективизации М. Шолохов рассказал в романе «Поднятая целина». Сегодня известно много горького и страшного о том времени, о трагических судьбах «старательных» крестьян, которых государство уничтожало «как класс». Тревожные ноты...смотреть целиком
  6. Сцена раскулачивания в романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»
    Поднятая целина М. Шолохова пришла к читателю с перерывом в четверть века. Первая книга была создана вслед за событиями коллективизации в 1932 году. Вторая доработана после Великой Отечественной войны, она создавалась параллельно с романом Они сражались...смотреть целиком
  7. Коллективизация и судьбы крестьян в романе М. А. Шолохова "Поднятая целина"
    Последнее пятнадцатилетие утвердило взгляд на коллективизацию как на жесточайшую национальную трагедию. Общеизвестен насильственный характер коллективизации, унесшей миллионы крестьянских жизней и приведшей к современному материальному и духовному оскудению...смотреть целиком