Михаил Шолохов властно вошел в XX век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, еще дымящейся пожарищами войн, развороченной бурными переменами революции. Силой своего великого таланта впервые так широко и полно Шолохов открывал мир народной жизни в динамике ее революционных перемен, мир больших человеческих чувств и страстей, страданий и радостей, духовного богатства народа, раскрывал в своих произведениях философию борьбы за новое общество. Великая Октябрьская революция в деревне предстает в «Поднятой целине» как историческая неизбежность, без которой невозможна победа новых, социалистических отношений.

В романе «Поднятая целина» Шолохов изображает коллективизацию как всенародное движение. Народная жизнь предстает в романе во всем ее духовном богатстве, нравственном опыте, бурном росте сознания и творчества, реализованного в строительстве колхозной жизни. В этом пафос и массовых сцен романа, и раскрытия внутреннего мира шолоховских героев, психологической атмосферы происходящих событий.

Наиболее ярко психология казачества рисуется в таких массовых сценах, как собрание по поводу организации колхоза, «бабий бунт», приезд Давыдова в бригаду, отказавшуюся работать, открытое партийное собрание колхозников, на котором Кондрата Майданникова принимают в партию. В массовых сценах с их порой неуправляемым и стихийным демократизмом отчетливо выделяются свои лидеры. Собрания бедноты поочередно ведут гремяченские коммунисты Давыдов, Нагульнов, Разметнов. Вступать в колхоз или не вступать - это вопрос всей будущей жизни крестьянства. Отсюда такой накал страстей, бурный характер и драматизм событий, изображенных в романе, в частности в сцене первого хуторского собрания. Автор показывает, какой необычайный интерес проявляют гремяченцы к этому собранию. «Помещение не могло вместить всех. Казаки, бабы и девки густо стояли в коридоре, на крыльце. Давыдова встретили настороженно. В хуторе уже знали, что этот «уполномоченный, от партии» приехал «насчет колхоза». С его появлением началось неслыханное: в течение одного дня бедняки под руководством коммунистов раскулачили Фрола Дамаскова, Тита Бородина и других кулаков. В напряженном молчании слушали Давыдова, а потом обрушились на него с вопросами: что надо обобществлять, а как дома, навечно колхоз или нет, а что единоличникам будет, не отнимут ли у них землю? В этих вопросах явственны и за-
интересованность, и недоверие к неизведанному и доселе неслыханному в крестьянской жизни коллективному хозяйству. Настроения значительной части крестьянства выразил середняк Николай Лютня: «Я хочу поглядеть, какая она в колхозе жизнь взыграет. Ежели хорошая, впишусь, а нет - так чего же я туда полезу?..»

Масса казачества неоднородна по своим интересам и стремлениям и испытывает различные влияния. Говор толпы, безымянные реплики на собрании создают ясное представление о расстановке сил и различном отношении к коллективизации в среде казачества. Собрание, начавшееся в необычайной тишине, становилось все более бурным. «Говорили и за колхоз и против до хрипоты, до помрачения в глазах. Кое-где и даже возле сцены противники сходились и брали друг друга за грудки, доказывая, свою правоту...» В этой обстановке раздался вражеский голос, «пронзенный злостью», угрожавший Давыдову: «Тебе Титок раз кровь пустил, и еще можно...»

Центральное место в сцене первого хуторского собрания занимает выступление Кондрата Майданникова. В его речи с большой силой прозвучало стремление к новой жизни, глубокое понимание задач партии по строительству новой жизни в деревне. Но путь к новому сложен и труден. В среде колхозников еще долго дает себя знать собственническая стихия. Нелегко труженику-крестьянину подавить в себе «под-Люку-жалость к своему добру», нелегко еще и оттого, что «трудно наживалось» это добро. Мелкособственнические устремления казаков сказались с особой силой в хищническом убое скота и в растаскивании семенного хлеба, спровоцированных кулаками. Но постепенно возникают и новые взаимоотношения между колхозниками, рождается чувство коллекгивизма. Это отчетливо заметно в сцене «бабьего бунта» и последующего за ним собрания. В «бабьем бунте» Давыдов сопротивляется разъяренным женщинам, уступив роль лидера дородной и яростно неутомимой старухе Игнатенковой. После «расправы» Давыдов говорит собравшимся колхозникам: «Большевики не мстят, а беспощадно карают только врагов, но вас, хотя вы и вышли из колхоза, поддавшись уговорам кулаков, хотя и расхитили хлеб и били нас, мы не считаем врагами... и мы к вам административных мер применять не будем, а будем вам фактически открывай» глаза».

Разъяснительная работа коммунистов привела к тому, что в народном сознании произошел переворот. Если в начале коллективизации гремяченцы готовы были бессмысленно резать скот только потому, что «теперь оно не наше», то через несколько месяцев у них уже появляется чувство ответственности за колхозную собственность. Устин Рыкалин с возмущением рассказал Давыдову о том, как он отбил сено у крестьян с хутора Тубянского. Слушая его, Давыдов улыбался: «Это же просто красота, что ты, мой милый Устин, за колхозное сено в драку полез, а не свое личное, собственное. Это же просто трогательный факт!» О растущем сознании труженика-крестьянина свидетельствует и рождение социалистического соревнования в труде, зачинщиком которого стал Давыдов. Знаменательна сцена награждения кузнеца Ипполита Шалого за его ударную работу.

Во второй книге массовых сцен немного, но в них ярко раскрывается то новое, что вошло в жизнь казаков. Открытое партийное собрание, созванное в связи с вступлением в партию Кондрата Майданникова и других передовых колхозников, показывает, какие глубокие изменения произошли в представлениях гремяченцев за короткий срок. Уже сама подготовка гремяченцев к открытому собранию, их поведение на собрании, реплики и высказывания, особенно выступление кузнеца Ипполита Шалого против Островнова - все это свидетельствует о том, как успешно преодолеваются в колхозной среде собственнические инстинкты, политическая пассивность и стихийность, как побеждают в их среде коллективистские принципы и растут социалистические устремления. «Народ стал значительно сознательнее по сравнению с первыми месяцами коллективизации», - замечает Давыдов. Сцена открытого партийного собрания— одна из центральных в романе. Она подводит итог не только политической победе колхозного движения над его врагами; она знаменует победу гуманизма. Продолжая идейную линию «Тихого Дона», роман «Поднятая целина» показал окончательное крушение старого мира и победу в народном сознании принципов гуманизма, товарищества, коллективизма.

В романе «Поднятая целина», изображая одну из эпох ломки общественного уклада, автор сумел посмотреть на жизнь глазами народа. Язык и поведение героев романа, их мысли и чувства типичны для крестьянской массы в эпоху коллективизации. Все это говорит о том, что «Поднятая целина» - подлинно народное произведение.

Похожие сочинения

  1. Сцена «бабьего бунта» в романе Л. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой)
    Так называемый бабий бунт в романе М. Шолохова «Поднятая целина» начинается с момента, когда в Гремячий Лог прибыли подводы из хутора Ярского за семенами. В служебной записке от председателя правления райполеводсоюза Давыдову предлагалось выдать ярскому...смотреть целиком
  2. Образ Якова Лукича Островнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
    В романе «Поднятая целина» М. А. Шолохов иссле­дует судьбу народных масс, судьбу крестьянства. Ог­ромный интерес для писателя представляют народ­ные характеры. Он рисует образы интересные, яркие, самобытные. Одним из главных героев в романе предстает...смотреть целиком
  3. Художественный анализ
    Со времени создания М. Шолоховым «Поднятой целины» написано много произведений, посвященных теме коллективизации, но такой полной и рельефной картины деревенской жизни, насыщенной драматическими событиями, нет ни в одном из них. В «Поднятой целине»...смотреть целиком
  4. Характеристика образа Нагульнова Макар
    Нагульнов Макар — секретарь партячейки в Гремячем Логе. Главная жизненная цель героя — «мировая революция». По его словам, испытывал «с мальства к собственности ненависть», несмотря на то (вернее, вследствие того) что сам происходил из зажиточной семьи....смотреть целиком
  5. Тема человеческой судьбы
    ...Брестская крепость, 1941 год. Кто из нас не знает подвиг героев - пограничников, защищавших родную землю от фашистских оккупантов и ценой своей жизни более месяца сдержавших натиск гитлеровцев на Брестском направлении. Их имена, их героизм вписаны...смотреть целиком
  6. Характеристика образа Половцева Александра Анисимовича
    Половцев Александр Анисимович — бывший есаул, белогвардеец, затем командир эскадрона Красной Армии. По дороге на польский фронт его как бывшего офицера отстранили от должности и отправили в ревтрибунал. Ему грозит смертная казнь, однако П. удается бежать;...смотреть целиком
  7. Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»
    Герои романа Михаила Шолохова «Поднятая целина» Давыдов и Половцев живут в трудное время. На Дону полным ходом осуществляется коллективизация. Ломаются старые порядки, когда во главе находились власть собственности и единоличное хозяйство. На пороге...смотреть целиком