Одним из основных направлений в комедиях Мольера является осмеяние разбогатевших буржуа и критика стремительно деградировавшей аристократии. Так, в своем произведении «Мещанин во дворянстве» он создает образ мещанина Журдена, который во что бы то ни стало желает стать дворянином. Эта страсть захватывает все мысли героя, становясь навязчивой идеей и толкая его на смешные, неразумные поступки.
В основу сюжета Мольер положил общую тенденцию, все больше укоренявшуюся в обществе XVII века. Для этого времени было характерно разделение на «двор» и «город». Причем в «городе» постоянно наблюдалось тяготение ко «двору». Для того чтобы как можно больше приблизиться к тем, от кого их отделяло мещанское происхождение, мелкие буржуа покупали должности, земельные владения, старательно (порой до нелепости) овладевали всеми дворянскими манерами, языком, нравами, стилем одежды и многими другими особенностями жизни высшего света. Но, несмотря на все старания мещан, различия между ними и дворянством оставались значительными. Мольер в своей комедии стремился показать губительную власть «двора» над умами и поступками буржуазии. И в то же время его целью было лишить дворян этой власти, разоблачить, показать их истинную низкую сущность, мелочность их интересов, скрытую под маской благородства и изысканности, а следовательно, подчеркнуть необоснованность стремлений представителей мещанства во всем подражать высшему свету. Пагубное влияние подобных стремлений можно наиболее ярко проследить на образе главного героя комедии.
Вначале увлечение Журдена дворянством — просто невинная слабость. Но, по мере развития сюжета, она разрастается, достигая грандиозных размеров, выражаясь в немыслимых, почти маниакальных, поступках и суждениях. Для героя возможность приблизиться к знати — единственная цель, самое высшее счастье. Он старается достичь максимального сходства с представителями дворянства, и вся его жизнь уходит на то, чтобы абсолютно во всем подражать им. «Одеваюсь я теперь, как одевается знать», — хвастливо говорит он. К тому же Журден старается всячески подчеркнуть свое мнимое превосходство, выставить его напоказ: «Я хочу пройтись по городу в новом костюме, да только смотрите, не отставайте ни на шаг, чтоб все видели, что вы мои лакеи...» Постепенно идея приобщиться к светскому обществу настолько захватывает Журдена, что у него исчезает всякое реальное представление о мире и жизни. Он совсем теряет рассудок, своими поступками нанося вред, в первую очередь, самому себе. В своем увлечении он доходит до совершенной душевной низости, начиная стыдиться своих близких, своих родителей. Он не обращает внимания на настоящие ценности, на истинные человеческие чувства. Его дочь Люсиль всей душой любит Клеонта — благородного молодого человека, честного, правдивого, способного на искренние чувства, но не из знатного рода. А Журден требует, чтобы его зять непременно имел дворянское происхождение. Это и вынуждает Клеонта пойти на хитрость — выдать себя за сына турецкого султана. По мере развития сюжета мы понимаем, что слабостью героя окружающие все больше начинают пользоваться в корыстных целях. Его дурачат все, кому это выгодно: учителя музыки, философии, танцев обворовывают его, подыгрывают ему во всем, откровенно льстят, стремясь обогатиться за его счет. Обманывают его также портные и различные подмастерья. Доверчивостью героя и его желанием войти в высший свет пользуется и проходимец Дорант — обедневший граф, использующий манию Журдена в своих целях, стремящийся поживиться за счет простоватого и наивного буржуа.
Во времена, о которых пишет автор, контраст между дворянством и буржуазией проявлялся, в первую очередь, в высоком уровне дворянской культуры и низком уровне развития буржуазии. Однако в своей жажде подражания герой не видит этих явных различий. Он не сознает, насколько комично выглядят претензии на светское изящество и лоск, культуру и образованность, на фоне его грубости, невежества, вульгарности языка и манер. Он настолько захвачен своей идеей, что, ничуть не сомневаясь, соглашается на прохождение нелепого обряда посвящения в «мамамуши». И, более того, готов на самом деле поверить в свое превращение в некую знатную особу.
Мольер сделал немало открытий в области комедии. Всегда стремясь правдиво изображать действительность, он создавал в своих произведениях яркие типические характеры. Таким стал и его господин Журден. Изображая быт и нравы современного ему общества, отражая специфику социального строя, автор в такой своеобразной форме выражал свой протест, решительное требование социальной справедливости.

Похожие сочинения

  1. Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве"
    «Поскольку назначение комедии состоит в том, чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил, что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного, чем бичевать пороки моего века...» Ж.-Б. Поклен Комедия «Le bougeois...смотреть целиком
  2. Образы главных героев в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»
    Комедия «Мещанин во дворянстве» была написана Мольером по заказу Людовика XIV. Предыстория ее создания такова. Когда в 1699 году в Париж прибыло турецкое посольство, король принял его со сказочной роскошью. Однако турки, с их мусульманской сдержанностью,...смотреть целиком
  3. Над чем смеется Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве»  Новое!
    Мольер (Жан Батист Поклен) — драматург, поэт, актер — создал замечательные пьесы, до сих пор не сходящие со сцен многих театров мира, такие, как — «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». И одной из самых лучших, самых ярких его комедий является «Мещанин во...смотреть целиком
  4. Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»  Новое!
    Это вовсе не комедия, это дело очень серьезное. Мольер Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь — не выглядеть смешным,...смотреть целиком
  5. Альцест
    АЛЬЦЕСТ (фр. Alceste) — герой комедии Мольера «Мизантроп» (1666). А.— один из наиболее загадочных мольеровских персонажей. Уже три столетия, протекшие со дня премьеры комедии, критики спорят о природе этого образа: то объявляют мизантропа «развлекательным...смотреть целиком
  6. Г-жа Журден
    Г-жа Журден и все остальное семейство противостоит Журдену. Г-жа Журден — истинная мещанка, вполне до­вольная своим положением. Обладая здравым смыс­лом, она не комплексует перед дворянством. Она стремится к одной цели — выбить у мужа из головы блажь,...смотреть целиком
  7. Герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
    Господин Журден один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся...смотреть целиком