Когда Людовик XIV спросил

у Пуало, кто является самым

замеча­тельным писателем века,

тот ответил: «Мольер».

М. Булгаков

На его могиле нет памятника. Чугунная плита, лежавшая на том месте, где под четырьмя футами освященной земли похоронили комедиографа и актера, разруши­лась от времени. Нет мемориальной доски на доме, где он родился, потому что время не пощадило и сам дом. Лишь на одной из старых площадей Парижа стоит памятник-фонтан, будто вечно не умолкают голос и смех Мольера, будто снова он в центре тол­пы, в центре внимания, даже смерть свою превративший в эпизод главной роли «Мни­мого больного». И еще есть театр комедии, в репертуаре которого всегда его пьесы, где вот уже четвертое столетие рядится в дворянские одежды мещанин Журден, где пытается спрятать под маской показного благочестия и смирения свое истинное лицо Тартюф, где фарс переплетается с трагедийными эпизодами, где из искры безудерж­ного смеха разгорается жаркий огонь сатиры, где видишь человеческие характеры, которые неподвластны ни времени, ни расстояниям, ни национальным обычаям и государственным границам, ни строгим жанровым рамкам классицизма.

Наверное, это самый лучший памятник Жану-Батисту Мольеру — как бы про­должение его «Блистательного театра».

Чем же необычны комедии Мольера? Почему почти четыре века не смолкает смех в зале, где идет «Мещанин во дворянстве»?

Комичность претензий Журдена на дворянский титул подчеркивается и нелепым костюмом, и балетной буффонадой, и примеркой нового платья, и церемонией посвя­щения в «мамамуши», и уроками фехтования и танцев.

Вот самый простой комический эффект — великое «открытие» господина Журде­на на уроке философии: он, оказывается, говорит прозой!

Вот на протяжении коротенького акта портной с подручными вымогают у Журде­на деньги, повышая его титул:

«— Мы все, как один, выпьем за здоровье Вашей светлости.

— Вашей светлости? Ого-го! Подожди, постой. Это мне-то — Ваша светлость! (В сторону) Если дойдет до «высочества», честное слово, он получит весь кошелек. На вот тебе за «Вашу светлость»!»Вот удачное противопоставление: на словах собираясь заплатить долги, даже под­считывая их (в разной валюте, до мелочи, скрупулезно), граф Дорант просит добавить к этому еще двести пистолей, чтобы округлить сумму, которую обещает вернуть в са­мое ближайшее время. Все, кроме самого господина Журдена, понимают, что не ви­дать ему этих денег, как своих ушей, а простодушный Журден снова попадается на удочку: благородный граф упоминает о нем «в королевской опочивальне»! Как тут не дать денег!

И как последний аккорд, снова с упоминанием денег, звучит реплика госпожи Журден: «Он высосет из тебя все до последнего су».

Прекрасно использован эффект «зеркального отражения ситуации». Клеонт жа­луется Ковьелю на коварство своей возлюбленной Люсиль, а Ковьель, точно эхо, об­виняет во всевозможных грехах Николь: «После стольких слез, которые я пролил у ее ног!» — восклицал Клеонт. «Стольких ведер воды, которые я перетаскал за нее из колодца!» — вторил Ковьель. «Как пылко я ее любил — любил до полного самозабве­ния!» — всхлипывал Клеонт. «Как жарко было мне, когда я за нее возился с верте­лом, — жарко до полного изнеможения!» — возмущался Ковьель.

Вопреки законам классицизма, героев Мольера нельзя однозначно назвать положительными или отрицательными: они, как и живые люди, имеют достоинства и недостатки. Нелепый в своем стремлении получить дворянский титул Журден хочет и в культурном отношении стать достойным представителем высшего класса, по крайней мере, пытается это сделать, а носительница здравого смысла госпожа Журден закос­нела в своем невежестве и отрицает образование как таковое.

И в довершение всего — настоящий розыгрыш, когда Клеонт, переодетый сыном турецкого султана, просит руки Люсиль. Тут и «синхронный перевод с турецкого», «осуществленный Ковьелем, и мгновенное «прозрение» Люсиль, когда она из упрями­цы, верной своему возлюбленному, превращается в послушную дочку.

Заканчивается пьеса прямо-таки фейерверком комического: посвящение в «мамамуши», тарабарщина вопросов и ответов, стоящий на четвереньках Журден с ог­ромной книгой на спине, наконец, битье палками. (А зритель увидит еще и гримасы, и шаржированные па балетной труппы.)

Это действительно театр, держащий зрителя в постоянном напряжении, очищающий и лечащий смехом. Театр, бывший душой и смыслом жизни великого Мольера.

Похожие сочинения

  1. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и буржуа
    «Мещанин во дворянстве» - это уникальное произведение, которое очень справедливо высмеивает людей, претендующих на то, чего у них вовсе нет – на титул и на материальные ценности. Не всех людей, а именно тех, кто этого никогда в жизни не имел. Как говорится,...смотреть целиком
  2. Мещанин во дворянстве (комедия Ж. Б. Мольера)
    «Мещанин во дворянстве» («Le bourgeous-gentilhomme», 1670) — последняя великая комедия Ж. Б. Мольера. Премьера комедии состоялась 14 октября 1670 г. (королевский замок Шамбор). Первое представление для парижской публики было дано 23 ноября 1670 г....смотреть целиком
  3. Последняя великая комедия Мольера «Мещанин во дворянстве»
    Последняя великая комедия Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670) — написана в жанре «комедии-балета»: по указанию короля в нее нужно было включить танцы, в которых содержалась бы насмешка над турецкими церемониями. Сотрудничать нужно было со знаменитым...смотреть целиком
  4. Смысл сатирического изображения героев комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве».
    В комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину и дворянину. Мольер обличает новых хозяев жизни, самодовольных буржуа. Сын купца Журден твердо решил обрести лоск, присущий аристократу. Он не жалеет денег на то, чтобы научиться музицировать и танцевать,...смотреть целиком
  5. Что высмеивает Мольер
    Смех — острое оружие писателей в борьбе с разными человеческими пороками: лицемерием и пресмыкательством, напыщенностью, корыстолюбием, скупостью, подхалимством. Китайский философ Конфуций сказал: «Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло, смеяться...смотреть целиком
  6. Художественные особенности комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
    В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века. В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель...смотреть целиком
  7. Герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
    Господин Журден один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся...смотреть целиком