По своему жанру - «Мещанин во дворянстве» Мольера - комедия. Вместе с тем, если говорить о своеобразии жанрового решения комедии, то нельзя не учесть, что в этом мольеровском творении предусмотрено столь много музыки, балета - интермедий, целых балетных сцен (музыку к спектаклю написал известный французский композитор Жан-Батист Люлли (1632-1687), что некоторые исследователи даже склонны определять жанр «Мещанина во дворянстве» как комедию-балет. Важно в этой связи, чтобы ученики поняли: эта яркая, насыщенная музыкой, балетом и буффонадой комедийная форма позволяла Мольеру с особой силой, страстью и своеобразием выставить на осмеяние всех французских «мамушей», не взирая на их титулы и происхождение. Иными словами: музыка, балет, буффонадой - это один из многих приемов, которыми пользовался драматург для расширения содержательных возможностей жанра комедии нравов. Именно эти средства позволяли Мольеру соединить в неразрывное целое два компонента: «поучать» и «развлекать», говорить остро и заинтересованно не об античных добродетелях, а о современных пороках. Мольер примелькавшееся переводил в план необычного; с обыденного срывал мишурные одеяния, чтобы бескомпромиссно обнажить неприглядную сущность социальных пороков своего времени. Это было смело, свежо, умно. Собственно говоря, эти мольеровские качества изображения и ценил превыше всего Никола Буало:

* Иного зрелища хотелось бы вельможе;
* Графиня в ужасе бежала вон из ложи,
* Маркиз, узнав ханже суровый приговор,
* Готов был автора отправить на костер,
* И не жалел виконт проклятий самых черных
* За то, что осмеять поэт сумел придворных.

Новаторски расширяя возможности традиционного жанра, Мольер обращался за опытом к народному, площадному театру. Нельзя не отметить, что Мольер, оставаясь сыном своего времени и используя опыт классицистической драмы (сохранения, например, «знаменитых» трех единств) тем не менее сделал необычно много для дальнейшего развития комедии, но уже на пути к реализму. Отметим следующие приметы нового у Мольера: стремление к многогранности воспроизводимого в комедин человеческого характера (как уже подчеркивалось Журден - не только воплощение гипертрофированного честолюбия);

комедиям Мольера свойственны некоторые элемент)^ драматизма (презрение героя всегда драматично); наконец, безусловная индивидуализация языка героев Вспомним грубоватую прямолинейность речи г-жи Журден и другие примеры. Речь Клебнта книжно-патетическая. Речь Журдена в соответствии с положениями, в которые он попадает, то грубоватая, даже вульгарная, то неуклюже галантная, отчего он кажется еще смешнее. Речевое характеристики драматурга социально конкретны и точны. Рассказывают, что Мольер, прежде чем поставить комедию па сцене, читал ее своей служанке, чтобы видеть, как воспримут его пьесу простые люди. Это свидетельство того, что комедиограф, творивший в век классицизма, стремился к реалистическому изображению жизни, ориентируясь на народ.

«Художественное богатство комедий Мольера огромно. На сцене XVII века в последний.раз всеми своими красками сиял театр карнавала и площади, и в первый раз с подмостков была показана жизнь - семейная и .общественная - в формах самой действительности. Такого рада единство свойственно только комедиям Мольера… Реформа Мольера совершила еще одно небывалое слияние: в единстве оказались гневная обличительная сатира и веселый жизнеутверждающий смех. И основа этого единств оптимизм самого обличителя, непреклонная вера Моль в нравственное здоровье народа, твердое знание того его комедии, показав современникам их недостатки и ставив людей смеяться над пороками общества, сдел их умней и лучше. С этой верой него своего вздоха».

Похожие сочинения

  1. Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве»
    В 1670 году после посещения французского двора турецким послом, который пренебрежительно заявил, что на лошади его повелителя драгоценных камней больше, чем на короле Франции, Людовик XIV, выславший посла из страны, заказал Мольеру комедию, в которой...смотреть целиком
  2. Учителя господина Журдена. Какими я их вижу  Новое!
    Господин Журден — мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена,...смотреть целиком
  3. Журден
    ЖУРДЕН (фр. Jourdain) — герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme — букв, перевод — «Буржуа-дворянин», 1670). Господин Ж.— один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие...смотреть целиком
  4. Бессмертные комедии Мольера «Скупой» и « Мещанин во дворянстве»
    В комедии «Скупой» использованные мотивы комедии древнеримского драматурга Плавта «Горшок». Но она насквозь современная. М. показал в ней страшную власть денег над душами людей. Герой комедии Гарпагон — воплощение скряжничества и вместе с тем целиком...смотреть целиком
  5. Художественные особенности комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
    В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века. В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель...смотреть целиком
  6. Теория ролей в романах «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль»
    В теории ролей мы выделим только два момента, представляющие непосредственный интерес для молодежи. Первый – это позиция личности в мире и по отношению к самой себе. Предположительно существует некая объективная (чаще всего неполная) оценка человека....смотреть целиком
  7. Ж.Б. Мольер Мещанин во дворянстве
    Перед нами комедия в трех действиях, написанная в прозе Ж.Б. Мольером. Название ее Мещанин во дворянстве. Центральный персонаж пьесы – Журден, удачливый и богатый торговец, заболевший неукротимым желанием вести тот образ жизни, который свойствен аристократам....смотреть целиком