Все три комедии принесли автору вечную славу, хотя в земной жизни творчество причиняло ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен. Церковники - иезуиты и янсенисты - увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь. Архиепископ Парижский грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а некий кюре даже предлагал автора сжечь на костре. Сам король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера неофициально. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные устои немного не смягчились.

«Дон Жуан» был написан Мольером после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу. Однако и с этой комедией произошла неприятная история: после пятнадцатого представления, несмотря на огромный успех у публики, «Дон Жуан» неожиданно исчез со сцены. «Тартюф» привлек к Мольеру повышенное внимание ордена иезуитов и, скорее всего, здесь тоже не обошлось без их вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский «Театр Месье», повысил его в ранге, дав название «Актеры короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.

В «Мизантропе» многие увидели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. Мольер действительно находился в тяжелом положении: не прожив и года, умер его сын, крестник короля; с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты. «Тартюф», которого он считал своей самой большой удачей, был запрещен.

Всего Мольер оставил потомкам 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств: «Принцесса Элиды», «Господин де Пурсоньяк», «Блистательные любовники» (1670).

Целый ряд пьес относится к жанру семейно-бытовых комедий: «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой» (все - 1668), «Плутни Скапена» (1671), «Ученые женщины» (1671) и некоторые другие. Последние значительные комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670) и «Мнимый больной» (1673) написаны как комедии с включением балетных номеров.

Из комедии «Одураченный муж» в собрание крылатых слов пришло выражение «Ты этого хотел, Жорж Данден!». Оно означает: «Ты сам виноват в своих несчастьях».

«Мещанин во дворянстве», премьера которого состоялась в замке Шамбор на празднествах по случаю королевской охоты, не понравилась зрителям.

Обаятельный, хотя и наивный, совсем не образованный герой «из мещан» на фоне промотавшегося графа и легкомысленной кокетки маркизы оскорблял знать.

Исследователи отмечают, что творческая дерзость Мольера, его новаторство намного опережали эволюцию эстетических и этических норм того времени. Его художественная свобода, которую Г ё т е называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением моральных принципов общества и государства.

Комедия «Мнимый больной» стала эпилогом жизни ее автора. 17 февраля 1673 г. Мольер вышел на сцену, чтобы в роли Аргана с его мнимыми болезнями веселить публику. Некоторые зрители заметили, что у актера начались судороги, но восприняли это как блестящую игру. После спектакля у Мольера хлынула горлом кровь, и он скончался. Ему исполнился на тот момент пятьдесят один год.

В день похорон под окнами дома, где жил Мольер, собралась толпа, но вовсе не затем, чтобы с почестями проводить его в последний путь. Ханжи жаждали помешать погребению «великого грешника». Арманда бросала в окно деньги, пытаясь утихомирить возбужденную публику...

Хоронили Мольера ночью. Вот как описывает в своей книге похороны М. А. Булгаков: «...В толпе провожавших видели... художника Пьера Миньяра, баснописца Лафонтена и поэтов Буало и Шапеля. Все они несли факелы в руках. Когда прошли одну улицу, открылось окно в доме и высунувшаяся женщина звонко спросила:

- Кого это хоронят?

- Какого-то Мольера, - ответила другая женщина».

Мольера принесли на кладбище Святого Жозефа и похоронили в той части, где хоронят самоубийц и некрещеных детей. А в церкви Святого Евстафия священнослужитель отметил кратко, что 21 февраля 1673 г., во вторник, был погребен на кладбище Святого Жозефа обойщик и королевский камердинер Жан Батист Поклен».

Мольера не успели соборовать, и архиепископ Парижский, в силу обычаев того времени, запретил предавать земле тело «комедианта» и «нераскаявшегося грешника» по христианскому обряду. Только после вмешательства Людовика XIV архиепископ пошел на некоторые уступки.

Строки поэта Франсуа Вийона «Я всеми признан, изгнан отовсюду» странным, но закономерным образом применимы к жизни Вольтера - философа, придворного, академика, пользовавшегося всеобщим восторженным почитанием, но еще и изгнанника, скитальца. Этот дерзкий человек находился в постоянном страхе - боялся тюремного заключения.

Сын судейского чиновника, Вольтер учился в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям». Отец хотел, чтобы он стал юристом. Молодой человек предпочел праву литературу. Он начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве «поэта-нахлебника». Однако ироническая натура «подставила ножку карьере»: за сатирические стишки в адрес регента и его дочери насмешник попал в Бастилию. Осмеянный дворянин избил шутника. Вольтер хотел вызвать обидчика на дуэль, но тот подстроил так, что сатирик снова очутился в тюрьме, откуда его выпустили с условием выезда за границу.

«Возмутитель спокойствия» уехал в Англию, где прожил три года (1726-1729).

Вернувшись во Францию, Вольтер издал произведение, в котором описал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма». История повторилась: книга была конфискована (1734), издатель заключен в Бастилию, а Вольтер бежал в Лотарингию, где обрел приют у маркизы дю Шатлэ. У нее он нашел любовь и понимание, с ней прожил пятнадцать лет.

Поэма «Светский человек» дала повод обвинениям в издевательстве над религией. Грозило новое заключение. Вольтер снова бежал, на этот раз в Голландию.

В 1746 г. Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но возбудил недовольство г-жи Помпадур. Пришлось спасаться бегством. Не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер принял приглашение прусского короля Фридриха II, с которым давно находился в переписке, и поселился в Берлине.

Рассорившись с королем и академиками, писатель был вынужден покинуть Пруссию и переехать в Швейцарию (1753). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное», приобрел затем еще два имения: Турнэ и - на границе с Францией - Ферней, где прожил почти до самой смерти. Землевладелец, собственник ткацкой и часовой мастерских, Вольтер обладал значительным капиталом. Он получил прозвище «фернейский патриарх» и мог теперь свободно и безбоязненно критиковать порядки.

В 1778 г., когда Людовика XV успел сменить Людовик XVI, Вольтер - восьмидесятичетырехлетний старик - вернулся в Париж, где ему была устроена восторженная встреча. Монарх был насторожен и подчеркнуто равнодушен. Писатель приобрел себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Постановка последней пьесы Вольтера стала апофеозом его славы. Назначенный директором Академии, Вольтер, несмотря на свой преклонный возраст, приступил к переработке академического словаря.

Похожие сочинения

  1. Сочинение Мольера «Мещанин во дворянстве»
    В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII столетие. В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель...смотреть целиком
  2. Образы главных героев в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»
    Комедия «Мещанин во дворянстве» была написана Мольером по заказу Людовика XIV. Предыстория ее создания такова. Когда в 1699 году в Париж прибыло турецкое посольство, король принял его со сказочной роскошью. Однако турки, с их мусульманской сдержанностью,...смотреть целиком
  3. Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»  Новое!
    Это вовсе не комедия, это дело очень серьезное. Мольер Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь — не выглядеть смешным,...смотреть целиком
  4. Что высмеивает Мольер
    Смех — острое оружие писателей в борьбе с разными человеческими пороками: лицемерием и пресмыкательством, напыщенностью, корыстолюбием, скупостью, подхалимством. Китайский философ Конфуций сказал: «Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло, смеяться...смотреть целиком
  5. Живучесть образа Журдена (по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»)  Новое!
    Читая комедию Мольера, невольно думаешь, что великий драматург каким-то мистическим образом увидел и наше время — современных Журденов, когда люди необразованные, порой даже малограмотные стремятся получить и титул и власть. Журдены никогда не умрут,...смотреть целиком
  6. Смех и слезы в комедии "Мещанин во дворянстве"
    Мольер — один из самых значительных комедиографов классицизма. Ему принадлежат подлинные открытия в области этого жанра литературы. В своих произведениях писатель в первую очередь стремился правдиво и точно отображать действительность. Наблюдая за людьми,...смотреть целиком
  7. Бессмертные комедии Мольера «Скупой» и « Мещанин во дворянстве»
    В комедии «Скупой» использованные мотивы комедии древнеримского драматурга Плавта «Горшок». Но она насквозь современная. М. показал в ней страшную власть денег над душами людей. Герой комедии Гарпагон — воплощение скряжничества и вместе с тем целиком...смотреть целиком