Имя Александр Солженицын долгое время было известно лишь узкому кругу людей , его творчество было под запретом . Только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране , это имя по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода .
После издания «Архипелага ГУЛАГа »(1989 г .) в мировой литературе не осталось произведения , которое представляло бы большую опасность для советского режима . Пелена , закрывавшая глаза многим , была снята . Все , что было собрано в этой книге , так ярко и эмоционально раскрыто , запечатлено и имеет документальные свидетельства . Каждая строчка в книге поражает своей откровенностью , удивляет приводимыми фактами и ужасает трагизмом судеб жертв «строительства коммунизма » в России . Одной из таких жертв является и сам писатель . Имея «достойное » происхождение : отец – из крестьян , мать – дочь пастуха , Александр Исаевич , казалось бы , должен стать «истинным советским патриотом ». Но этого не случилось . Не закончив литературный факультет , Солженицын уходит на войну с 1942 по 1945 годы , командует н фронте батареей , за что имеет ордена и медали . Славный боевой путь капитана Солженицына заканчивается в феврале 45-го , незадолго до победы . Его обвинили в самом страшном – 58-я статья . За то , что человек посмел иметь собственное мнение и свое личное отношение к «отцу народов », - арест и восемь лет лишения свобод . Год из которых Солженицын провел на следствии и пересылке , три – в тюремном НИИ и четыре самых трудных на общих работах в политическом Особлагере . В 1956 году Солженицын был реабилитирован . После появления в 1962 году рассказа «Один день Ивана Денисовича » был принят в Союз писателей .
Рассказ «Один день Ивана Денисовича » был «дебютным » выступлением в печати . Это рассказ об одном счастливом дне зека Щ -854. Рассказ был написан за три недели и для его публикации потребовалось личное разрешение Хрущева . «Один день Ивана Денисовича » задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере . В лагере он работает каменщиком , каменщиком работает и его герой . Рассказ «Один день Ивана Денисовича » – это не только описание одного дня нашей истории , но и повесть о сопротивлении человеческого духа насилию . Лагерь Солженицына – это не просто реальный лагерь , а символ воплощения зла , ненависти , насилия . Условие выживания –сопротивление лагерному порядку . И весь сюжет повести –рассказ о сопротивлении живого неживому , человека – лагерю . Лагерь на каждом шагу угнетает человека , делает бессмысленным любое человеческое действие . Этот мир не сочетается с любой разумной работой . Поэтому заключенные относятся к работе так : «для людей делаешь – качество дай , для начальника делаешь – дай показуху ». Герой рассказа – Иван Денисович Шухов –необыкновенный человек . Все умеющий , крепкий правилами и цепкий умом , Шухов выживает в гнуснейшем лагерном быту благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению . В Шухове сохраняется народный дух трудолюбия . Не может крестьянский сын , как и все поколение его предков , работать спустя рукава . В его работе –противостояние лагерю . Если в лагере всех «добивает работа и одиночество », то Шухову , напротив , удается спастись именно работой , любой работой , которую Шухов выполняет с достоинством . Тем , что Иван Денисович и отчасти вся бригада Тюрина работают на совесть , умело и споро , они сопротивляются несвободе лагеря . «Так устроен Шухов по - дурацкому , и за восемь лет лагеря никак отучить не могут : всякую вещь и труд всякий жалеет он , чтоб зря не сгинули » Бригадир , смеясь , говорит Шухову , обращая внимание на его упорное желание закончить работу уже после съема : «Без тебя же тюрьма плакать будет !”.
В мире зла и насилия , бесправия и порабощения , в обществе придурков и шакалов , “шестерок и блатарей ”, которые исповедуют лагерный закон “подохни ты сегодня , а я завтра ”, нелегко сохранить душу и человеческое тепло . В таких условиях люди теряют всяческое уважение к окружающим и к себе тоже . Они перестают видеть разницу между добром и злом , между подлостью и преданностью , и вообще перестают быть Людьми . Но у Ивана Денисовича было свое верное средство вернуть человеческие мысли и доброе расположение духа – работа .
А работали зэки на недостроеннолй ТЭЦ . “Она стоит на бугре , а за ней зона кончается ”. Откуда это радостное , упоенное строительство ТЭЦ ? То ли в том дело , что работа здесь предвещает внутреннее , хотя бы временное , освобождение – «за ней зона кончается …», то ли в том , что герою рассказа предстоит пережить иллюзию освобождения (зона кончается за ней !). И когда зэки входили в азарт работы , у Шухова «как вымело все из головы » так , что он «ни о чем не вспоминал , не заботился , а только думал » как ладно дело закончить . Вдохновенно и отрешенно работает каменщик , и , когда «мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и запоминает , где прошел нижний шов …», кажется , что строит он стену свою , за которой будет храниться неподвластная лагерю святыня его души .
Есть у Ивана Денисовича еще одна характерная национальная черта – отстаивание своей внутренней свободы . Он старается как можно меньше внутренне зависеть от режима лагеря , хоть на несколько минут принадлежать себе . «Не подставляться лагерю нигде – в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича .«Миг – наш ! Пока начальство разберется …» – принцип Шухова . Так под угрозой десяти суток карцера он проносит на «шмоне » «кусок ножовочного полотна » – это его заработок , хлеб .
Иван Денисович прост , открыт , естественен , совестлив , привык «все брать на себя ». Он «никому никогда не давал и не брал ни с кого , и в лагере не научился ». Шухов живет по принципу никого не утруждать , рассчитывать только на себя .
Он «понимает жизнь и на чужое добро брюхо не
распяливает ».Это внутренняя сущность русского крестьянина человека глубинной народной породы . В рассказе мы видим , как гоорит , умает , действует простой русский крестьянин Шухов . У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому . Он даже в охране видит жертв лагеря . Охранники , русские люди , заняты бессмысленной работой .
Завершается рассказ спором Ивана Денисовича с Алешкой -баптистом . Алешка находит утешение в Боге . У Шухова же нет этого утешения : он человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности . Земной человек , крестьянин Шухов , не может с этим согласиться . Страна с тоталитарным режимом все делала посредством революционного насилия , чтобы поработить свой народ с помощью колючей проволоки . В ход пускались и более изощренные и надежные методы , например , с помощью группового взаимного порабощения людей заставляли ненавидеть друг друга , шпионить и подсиживать : «На то придумана бригада … такое устройство , чтоб не начальство зэков понукало , а зэки друг друга ». Но человеческий дух выстоял и там , за колючей проволокой , несмотря на все методы и способы , придуманные , чтобы сломить его , искоренить совсем и превратить человека в бесстрастный и послушный «винтик ». Но Иван Денисович сумел сохранить живую свою душу и увидел за бугром свет надежды на воскресение . Такое чувство остается по прочтении рассказа «Один день Ивана Денисовича ».
Заслуга Солженицына в изображении народно - национального характера состоит в том , что он спустил с героических высот схематический образ простого человека . Он показал , что мощь России создает не человек -монумент , а миллионы скромных Иванов Денисовичей . Эти люди выжили , выстояли и сберегли свои души для будущего Родины . Сегодняшние перемены в нашей стране подтверждают , что их нечеловеческие усилия были не напрасны .

Похожие сочинения

  1. Жизнь и творчество А. И. Солженицына
    Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске; отец его происходил из крестьянского рода, мать — дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын закончил в Ростове-на-Дону физико-математический...смотреть целиком
  2. Жизненный и творческий путь Александра Исаевича Солженицына
    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы. После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой...смотреть целиком
  3. Суровая правда жизни в произведениях А. И. Солженицына
    ...Первым осмелился сказать правду о сталинизме ...первый призвал и себя, и нас не лгать. "Литературная газета". 1989, 7 июня Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном...смотреть целиком
  4. Тема свободы в произведениях Солженицына
    В 1960-е годы получили распространение “Крохотки” Солженицына, его стихотворения в прозе. В тон тургеневскому восклицанию “Мы еще повоюем!” Солженицын писал: “Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно еще и пожить!” (”Дыхание”). “Крохотки”...смотреть целиком
  5. Проблема человека и власти в прозе А. Солженицына
    Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской «оттепели», вспыхнуло, напугав поборников «безгласности» времен «застоя», и исчезло на долгие...смотреть целиком
  6. Гулаговская проблематика в прозе Солженицина и Шаламова  Новое!
    Воссоздана трагедия, не имевшая аналогов ни в России, ни в мире. В сравнении с дореволюционной тюрьмой оттеняется бесчеловечность тюрьмы советской. «Взрыв атавизма». Причина возникновения и существования ГУЛага - нравственная, умственная и гражданская...смотреть целиком
  7. Проблема человека и власти в прозе Солженицына
    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательства невозможности существования в ней человека. Всё творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком)...смотреть целиком