Страница: [ 1 ]  2  

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец – то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания \"Архипелага ГУЛАГа\" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной стороны, документального свидетельства, с другой - искусства слова, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв \"строительства коммунизма\" в России за годы советской власти - уже ничего не удивительно и не страшно!

…Краткое жизнеописание Александра Исаевича таково: дата рождения - декабрь 1918 г., место рождения - г. Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове – на – Дону физико – математический факультет университета, одновременно поступает заочником в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 – й командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45 – го в звании капитана арестован из – за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных на общих работах в политическом Особлаге. Затем был в Казахстане \"навечно\", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. Произведения \"Один день Ивана Денисовича\" был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в \"Самиздат\" или печатать в Зарубежье. В 1969 – м из СП исключен, в 70 – м удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 – м в связи с выходом первого тома \"Архипелага ГУЛАГ\" насильственно изгнан на Запад. До 1976 г. жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.

Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество возвращается на Родину. Хорошо, что это происходит при жизни Александра Исаевича и вселяет надежду на его возвращение из принудительного изгнания.

В преддверии своего 60 – летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком \"Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые\". К 1988 г. Вышли в свет уже 18 томов.

Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - \"полифоническая с точными приметами времени и места действия\", из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является \"В круге первом\", ибо

\"Архипелаг ГУЛАГ\" согласно подзаголовку - \"опыт художественного исследования\", эпопея \"Красное колесо\" - \"повествование в отмеренных сроках\". \"Раковый корпус\" - по авторской воле, \"повесть\", а \"Один день Ивана Денисовича\" - даже \"рассказ\".

Роман \"В круге первом\" писался 13 лет и имеет семь редакций. Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью – Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор, доставляют на \"шарашку\" - научно – исследовательской учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: \"Шарашка - высший, лучший, первый круг ада\". Володин дает другое разъяснение, вычеркивая на земле круг: \"Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех…\"\"Один день Ивана Денисовича\" задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. \"Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем\". В повести \"Раковый корпус\" Солженицын выдвинул свою версию \"возбуждения рака\": сталинизма, красного террора, репрессий. Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.

\"Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью\", - писал А. И. Солженицын. а нужно сделать простой шаг: не участвовать в лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Солженицын и был таким писателем, который победил ложь.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: \"Альпийская баллада\", \"Обелиск\", \"Сотников\" и др. В повести Быкова \"Сотников\" подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие становится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Идя на выполнение задания, они по – разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь \"ухитрялся найти какой – нибудь выход\", внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: \"Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относится к ее концу\".

В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни.

Жажду продолжения жизни, страстное желание жить, почувствовал следователь – предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: \"Сохраним жизнь. Будешь служить Великой Германии\". Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое – что выболтал следователю. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь - хитрым и жестоким.

Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшихся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: \"Я - партизан, остальные тут ни при чем\". Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Жизнь и творчество
    Александр Исаевич Солженицын — современный писатель, публицист, гражданин. Его жизнь выстраивается как житие. В ней были знамения: с детства он любил церковное пение; когда они жили в Ростове и Александр был пионером, он постоянно натыкался на тюремную...смотреть целиком
  2. Проблема человека и власти в прозе А .И .Солженицына
    Имя Александр Солженицын долгое время было известно лишь узкому кругу людей , его творчество было под запретом . Только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране , это имя по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода...смотреть целиком
  3. Сочинение Солженицына о первой мировой войне
    Задуманный в 1937 и завершенный в 1980 году «Август четырнадцатого» А.И.Солженицына представляет собою значительную веху в художественном освещении Первой мировой войны. Критики уже не раз отмечали его переклички с «Войной и миром» Л.Толстого. Согласимся...смотреть целиком
  4. Национальный характер в произведениях А. Солженицына
    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский...смотреть целиком
  5. Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицина  Новое!
    Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. После средней школы окончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Воевал, командовал батареей. Был арестован в 1945 году в звании капитана. В 1953 году был уволен и сослан...смотреть целиком
  6. Жизнь и творчество А. Солженицына
    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой...смотреть целиком
  7. Героизации народного характера в романах Солженицына  Новое!
    В рассказах 50-60-х годов и в романах «Раковый корпус» и «В круге первом» Солженицын далек от нарочитой героизации народного характера. Напротив, он стремится увидеть высокое, праведное и даже героическое в самой, казалось бы, негероической обстановке....смотреть целиком