Страница: [ 1 ]  2  

Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. После средней школы окончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Воевал, командовал батареей. Был арестован в 1945 году в звании капитана. В 1953 году был уволен и сослан в Казахстан. В 1956 году его реабилитировали, но ненадолго. В 1974 году, после опубликования за рубежом первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», он был выслан из страны. Таким образом, были не только нарушены права человека, но и нанесен удар по русской культуре.

Писателя оторвали от родной земли, от народа. Сначала он жил в Цюрихе, затем переехал в Америку и поселился там, где все напоминало Россию. «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус» - эти произведения направлены на борьбу за права человека, но в нашей стране они появились легально лишь сравнительно недавно. На страницах этих книг разворачиваются перед читателем трагические страницы истории нашей страны. Те же мотивы прослеживаются и в рассказах.

Примером служит рассказ «Матренин двор» Это рассказ в во многом автобиографичен. Герой возвращается из ссылки в Россию, он хочет преподавать и становится учителем в сельской школе. Сначала его направляют в село Высокое Поле. И здесь мы видим страшные последствия сталинского периода. «К сожалению, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным». Село, кормящее город, не имеет продуктов своего труда. Как это контрастно выделяется на фоне прекрасной природы. Учитель вынужден перевестись. Его направили на станцию Торфпродукт, где он поселился в селе Тальново у Матрены Васильевны Григорьевой. В ее доме мы сталкиваемся с крайней беднотой: «Много лет ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля, пенсии ей не платили… В колхозе она работала не за деньги - за палочки». Все имущество ее состояло из сундука, козы и кошки. Эта бедность не ее вина». «… Она была больна, но не считалась инвалидом, она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии». Государство несправедливо отнеслось к этой женщине, а у нее не хватило характера, чтобы требовать. Кроме бедности мы видим бесхозяйственность: «Председатель новый… первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток так и пустовало за забором». Быт и существование простых людей государство не беспокоила: «… не продавалось торфа жителям… Топлива не было положено», и такое отношение порождало воровство: «… воровали раньше лес, теперь тянули торф у треста».

Страшным несчастьем является бюрократия: «Из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца - то за точкой, то за запятой». Это уничтожило веру в страну: «Сегодня, видишь, дало, а завтра заберет». Но самое страшное - это гибель человеческой души. Этой проблеме уделяется значительное место, и не только в рассказе «Матренин двор», но и во всем творчестве писателя.

После смерти Матрены ее подруга Маша приходит к учителю и, поплакав, просит у него… кофточку покойной. То же происходит и на похоронах: «… плач над покойной не просто плач, а своего рода политика… Так плачи сестер были обвинительные, плачи против родни мужа…» - на похоронах шел спор за владение домом. После похорон о Матрене почти не вспоминают, а если и вспомнят, то «все отзывы о Матрене были неодобрительные: и нечистоплотная она была, и не бережная; и даже поросенка не держала. … И, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - кого было позвать огород вспахать себе). Кого же могут воспитать такие люди? Неудивительно, что из детей бездушных вырастут преступники, ведь воспитание - это важнейшая ступень создания человеческой личности. В одном из своих рассказов Александр Исаевич описывает такой случай. Во время войны на одной из станций к ее начальнику приходит солдат, отставший от своего эшелона. Сначала они разговаривают.




Начальника станции, в недавнем прошлом студента, а теперь офицера, интересует бывший до войны артист солдат. Они уже расставались, были выписаны проездные документы, когда солдат вдруг случайно произнес слово «господа», употребив его в разговоре о командирах. На наших глазах происходит разительная перемена. Только что приветливый хозяин, офицер становится подозрителен, он вспоминает все мелочи в разговоре, и приходит к мнению, что перед ним шпион. Дальнейшее ясно: солдат попадает в НКВД. Содержание понятно: людям с детства внушили, что, если человек использует хотя бы один раз слово, не используемое в быту большинства, он враг, несмотря на все другие положительные качества. Книги Солженицина проникнуты безграничной любовью к Родине и в то же время полны боли и горести о ней. В его творчестве мы встречаем трагедию тюрем и лагерей, арестов невинных граждан, раскулачивания трудолюбивых крестьян. Это и трагическая страница отечественной истории, нашедшей отражение на страницах этого автора. Он учит нас тому, чтобы трагедия 1936-1953 годов не повторилась.


Александр Исаевич Солженицын является одним из тех писателей, которые жили и творили в тяжелые годы Советской России. Это была сталинская эпоха, охарактеризованная господством в стране насилия, деспотизма, произвола власти. Страдания народа, вызванные несправедливостью социального устройства, волновали писателя. Солженицын был одним из первых, кто сказал правду о судьбе крестьянства, о его проблемах, изображая трагическую жизнь поистине русского человека и причины его несчастья в рассказе «Матренин двор». Жители села Тальново, в котором происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях: отсутствуют электричество, билеты на железнодорожный транспорт, медицинские учреждения. Одиночество больной женщины скрашивали только «кошка, мыши и тараканы, живущие за стенкой». Матрена даже «не держала радио по бедности», из скота имела лишь козу, которую она с трудом прокармливала. «Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе - мелкую, а мне - с куриное яйцо».

Автор описывает горькую жизнь колхозницы. Матрена потеряла мужа и шестерых детей. «Видимо было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом, она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии на себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца». Женщине приходилось долго ходить за справками, но ее постоянно отсылали обратно. Все это говорит о бюрократических законах страны, об эксплуатации государством простого народа. Крестьянство не могло пользоваться продуктом своего же труда, все доставалось правительственным органам: «рычали вокруг экскаваторы на болотах, но не продавался торф жителям, а только везли - начальству». Бабы вынуждены воровать торф, чтобы выжить зимой. Государство отрезало огороды у тружеников страны, лишало их платы за тяжелый труд. «А что - пенсия? - Возражали другие. - Государство - оно непостоянное. Сегодня, видишь, дало, а завтра заберет». Действительно, государство не ценило главных кормильцев России. Крестьяне не чувствовали себя свободными, в них пытались задавить, уничтожить чувство собственного достоинства.

Такое социальное неравенство повлияло на общество, на его мировоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, пытаются выжить любым путем, забывая о совести, честности, справедливости. Матрену окружают жадные, корыстные люди. Ее родственников интересует только нажива - старый Матренин дом, единственное, что осталось в старой женщины. Они ведут спор о том, кому же достанется дом Матрены, еще до ее смерти. Трех сестер Матрены интересует только собственное благополучие.

Но Матрена живет по другим законам: по законам добра, всепрощения, любви. Она постоянно откликается на чужие просьбы, выполняет всякую тяжелую работу. Душа героини полна чувства жалости: из жалости приютила кошку, вырастила чужую дочь. Это глубокая натура с богатым духовным миром.

Несмотря на трудности, Матрена находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой, даже в фикусе, который она бросилась спасать во время пожара. «Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни», как это делало большинство людей.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Проблема человека и власти в прозе Солженицына
    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательства невозможности существования в ней человека. Всё творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком)...смотреть целиком
  2. Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына
    Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. — в годы, когда государство явно и ярко приобретает черты тоталитарного государства. Проблема русского национального...смотреть целиком
  3. Национальный характер в произведениях А. Солженицына
    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский...смотреть целиком
  4. Автор и его герой в одном из произведений А .И .Солженицына
    Имя Александр Солженицын долгое время было известно лишь узкому кругу людей , его творчество было под запретом . Только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране , это имя по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода...смотреть целиком
  5. Творческая работа по рассказу А.И. Солженицына
    "МАТРЕНИН ДВОР". Как трактовать образ главной героини: жертва или святая? "Не стоит земля без праведника". Пословица Произведение А.И. Солженицына "Матренин Двор" дает яркое представление о выдающемся художественном...смотреть целиком
  6. "Мечта о тихом уголке России..." (По прозе А.И. Солженицына.)
    Александру Исаевичу Солженицыну всегда был дорог воздух свободы — не внешней, до которой путь крайне далек, но неотъемлемой и победительной внутренней воли. Провозвестником ее служит безмолвная русская старуха, встреченная писателем на тихой станции...смотреть целиком