Страница: [ 1 ]  2  

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Проблемный вопрос

♦ расскажите о судьбе героя повести «Один день Ивана Денисовича», его жизненных ценностях. Кто из героев русской литературы духовно близок Шухову? (В судьбе Шухова подчёркнута её типичность: в происхождении, возрасте, внешности, в том, как личные трагедии слились с трагедией всей страны («…окружили их армию всю…», «… в группе такой одной Шухов в плену побыл пару дней…»), в оценке происходящего, в отношении к людям, к себе и к труду. Его позиция поддержана вековой народной мудростью, отражённой в пословицах, которыми изобилует его речь. Не случайно образ Шухова напоминает литературные образы, ставшие олицетворением русского характера — Платона Каратаева (Л. Н. Толстой «Война и мир») и Андрея Соколова (М. А. Шолохов «Судьба человека»).)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. человечество на разных этапах своего развития размышляло о роли литературы в обществе, делало какие-то выводы, признания. таким признанием, например, является ежегодное присуждение Нобелевской премии за крупный вклад в развитие общества деятелям литературы.

Сегодня, размышляя о значении литературы в современном мире, мы обратимся к «Нобелевской лекции…» а. И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему премии в 1970 г. Путь к всемирному признанию был для а. И. Солженицына поистине тернистым. Есть в его лекции такие слова: «На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не всякому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трём-че-тырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их — неуступным, обрывистым, обмёрзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие — может быть, с большим даром, сильнее меня,— погибли».

Словарь

Нобелевская премия (швед. МоЬе1рпзе1, англ. ЫоЬе1 Рпге) — одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества. Учреждена в соответствии с завещанием альфреда Нобеля, составленным в 1895 г. и предусматривавшем выделение средств на награды представителям следующих направлений: литература, физика, химия, физиология и медицина, содей ствие установлению мира во всём мире. В настоящее время размер Нобелевской премии составляет 10 млн шведских крон (около 1,05 млн евро или 1,5 млн долларов).

IV. Работа над темой урока

1. вступительное слово учителя

— Обработка данных для определения лауреата базируется на принципах, подчёркнутых в завещании Нобеля. так, в своём завещании он декларировал, что для присуждения премии по литературе «идеалистическая направленность» должна быть достаточным условием.

Выбор лауреатов в области литературы часто противоречив. Очевидно, что существуют не совсем мотивированные присуждения наград. решения комитета, присуждающего Нобелевскую премию по литературе, вызывают больше всего нареканий среди всех нобелевских номинаций. Достаточно сказать, что эта премия никогда не была присуждена таким гениям мировой литературы, как л. Н. толстой, Дж. Джойс, В. В. Набоков, Х. л. Борхес.

В то же время список лауреатов Нобелевской премии весьма представителен: среди них т. манн, У. Фолкнер, Г. Гарсия маркес, ч. милош и др. русскоязычным писателям премию присуждали 5 раз (И. а. Бунин, Б. л. Пастернак, м. а. Шолохов, а. И. Солженицын, И. а. Бродский).

Иван Бунин (1933). С 1920 года (и на момент получения премии) жил во Франции. Без гражданства. «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Бориc Пастернак (1958). (Отказался от премии, диплом и медаль были вручены сыну в 1989 г.) «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Михаил Шолохов (1965). «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Александр Солженицын (1970). «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».

Иосиф Бродский (1987). (С 1972 года (и на момент получения премии) жил в СШа. Гражданство СШа.) «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

В 1962 году, после публикации повести «Один день Ивана Денисовича», в котором по замыслу «описать весь лагерный мир — одним днём» показана «вся история лагерей», а. И. Солженицын стал знаменитым на весь мир. Затем были годы литературно-политического противостояния тоталитарному режиму. В 1969 г. писателя исключили из Союза писателей. В 1974 г. а. И. Солженицына насильно выслали из страны, и только в 1994 г. он вернулся на родину.

Многое из сказанного и написанного а. И. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не утратили актуальности его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие в «Нобелевской лекции» более 30 лет назад. Обратимся к некоторым её фрагментам.

2. аналитическая работа с фрагментами текста «нобелевской лекции…» (работа с рм)

Фрагмент 1

«Как тот дикарь, в недоумении подобравший странный выброс ли океана? захоронок песков? или с неба упавший непонятный предмет? — замысловатый в изгибах, отблёскивающий то смутно, то ярким ударом луча,— вертит его так и сяк, вертит, ищет, как приспособить к делу, ищет ему доступной низшей службы, никак не догадываясь о высшей.

Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами, смело его направляем, обновляем, реформируем, манифестируем, продаём за деньги, угождаем сильным, обращаем то для развлечения — до эстрадных песенок и ночного бара, то — затычкою или палкою, как схватишь,— для политических мимо-бежных нужд, для ограниченных социальных. а искусство — не оскверняется нашими попытками, не теряет на том своего происхождения, всякий раз и во всяком употреблении уделяя нам часть своего тайного внутреннего света».

Š В чём необычность начала лекции?

Фрагмент 2

«человек извечно устроен так, что его мировоззрение, когда оно не внушено гипнозом, его мотивировки и шкала оценок, его действия и намерения определяются его личным и групповым жизненным опытом. Как говорит русская пословица: «Не верь брату родному, верь своему глазу кривому». И это — самая здоровая осно ва для понимания окружающего и поведения в нём.

Но вот за последние десятилетия человечество незаметно, внезапно стало единым — обнадёжно единым и опасно единым, так что сотрясенья и воспаленья одной его части почти мгновенно передаются другим, иногда не имеющим к тому никакого иммунитета. человечество стало единым,— но не так, как прежде бывали устойчиво едиными община или даже нация: не через постепенный жизненный опыт, не через собственный глаз, добродушно названный кривым, даже не через родной понятный язык,— а поверх всех барьеров, через международное радио и печать… На нас валит накат событий… В разных краях к событиям прикладывают собственную, выстраданную шкалу оценок — и неуступчиво, самоуверенно судят только по своей шкале, а не по какой чужой.

И таких разных шкал в мире если не множество, то во всяком случае несколько… Деление шкал кричаще не совпадают, пестрят, режут нам глаза, и чтоб не было нам больно, мы отмахиваемся ото всех чужих шкал как от безумия, от заблуждения,— и весь мир уверенно судим по своей домашней шкале. Оттого кажется нам крупней, больней и невыносимей не то, что на самом деле крупней, больней и невыносимей, а то, что ближе к нам…

И за это… остолбенелое непонимание чужого дальнего горя нельзя упрекать человеческое зрение: уж так устроен человек…»

Š О какой особенности человеческого мировоззрения говорит писатель в данном отрывке?

Š С какой целью автор употребил пословицу, говоря об особенности мировоззрения человека?

Фрагмент 3

«Но кто же и как совместит эти шкалы? Кто создаст человечеству единую систему отсчёта — для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого, как они разграничиваются сегодня?.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Жизнь и творчество А. И. Солженицына
    Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске; отец его происходил из крестьянского рода, мать — дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын закончил в Ростове-на-Дону физико-математический...смотреть целиком
  2. Творческая работа по рассказу А.И. Солженицына
    "МАТРЕНИН ДВОР". Как трактовать образ главной героини: жертва или святая? "Не стоит земля без праведника". Пословица Произведение А.И. Солженицына "Матренин Двор" дает яркое представление о выдающемся художественном...смотреть целиком
  3. Проблема человека и власти в прозе А .И .Солженицына
    Имя Александр Солженицын долгое время было известно лишь узкому кругу людей , его творчество было под запретом . Только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране , это имя по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода...смотреть целиком
  4. Жизненный и творческий путь Александра Исаевича Солженицына
    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы. После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой...смотреть целиком
  5. Способ изображения истории в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицына
    “Архипелаг ГУЛАГ” был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии” к этому произведению автор признал: “Эту книгу писать бы не мне одному, а раздать...смотреть целиком
  6. Автор и его герой в одном из произведений А .И .Солженицына
    Имя Александр Солженицын долгое время было известно лишь узкому кругу людей , его творчество было под запретом . Только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране , это имя по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода...смотреть целиком
  7. Проблема положительного героя в творчестве А. И. Солженицына
    Солженицын родился и вырос в Ростовской губернии. До войны работал учителем математики. Во время Великой Отечественной войны на фронте он переписывался с приятелем. Переписку регулярно прочитывали. Друзей посадили в лагерь. Солженицын пробыл там пять...смотреть целиком