Страница: 1  [ 2 ]  

ёта — для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого, как они разграничиваются сегодня?.. Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства. Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это — искусство. Это — литература.

Доступно им такое чудо: преодолеть ущербную особенность человека учиться только на собственном опыте, так что втуне ему проходит опыт других. От человека к человеку, восполняя его куцее земное время, искусство переносит целиком груз чужого долгого жизненного опыта со всеми его тяготами, красками, соками, во плоти воссоздаёт опыт, пережитый другими,— и даёт усвоить как собственный…

Об этом великом благословенном свойстве искусства я настойчиво напоминаю сегодня с Нобелевской трибуны.

И ещё в одном бесценном направлении переносит литература неопровержимый сгущённый опыт: от поколения к поколению. так она становится живой памятью нации. так она теплит в себе и хранит её утраченную историю — в виде, не поддающемся искажению и оболганию. тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу. В разное время в разных странах горячо и сердито, и изящно спорили о том, должны ли искусство и художник жить сами для себя или вечно помнить свой долг перед обществом и служить ему, хотя и непредвзято. Для меня здесь нет спора, но я не стану снова поднимать вереницы доводов. Да русская литература десятилетиями имела этот крен — не заглядываться слишком сама на себя, не порхать слишком беспечно. И я не стыжусь эту традицию продолжать по мере сил. В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своём народе — и должен».

Š Какие важные функции литературы в жизни мирового сообщества называет автор?

О какой многовековой традиции русской литературы говорит а. И. Солженицын?

Š В прозе а. И. Солженицына часто встречаются слова, которых нет в толковых словарях, но они кажутся нам понятными. Это слова, созданные автором. Найдите их в тексте.

Фрагмент 4

«Каковы ж в этом жестоком динамичном, взрывном мире, на черте его десяти гибелей — место и роль писателя?

Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель — не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он — совиновник во всём зле, совершённом у него на родине или его народам. И если танки его отечества залили кровью асфальт чужой столицы,— то бурые пятна навек зашлёпали лицо писателя. И если в роковую ночь удушили спящего доверчивого Друга,— то на ладонях писателя синяки от той верёвки. И если юные его сограждане развязно декларируют превосходство разврата над скромным трудом, отдаются наркотикам или хватают заложников,— то перемешивается это зловоние с дыханием писателя».

Š Какие эпитеты использовал автор, характеризуя современный мир?

Š Как а. И. Солженицын определил место и роль писателя в современном мире? Кто он?

Фрагмент 5

«Найдём ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?

Однако, ободряет меня живое ощущение мировой литературы как единого большого сердца, колотящегося в заботах и бедах нашего мира, хотя по-своему представленных и видимых во всяком его углу.

А сегодня между писателями одной страны и писателями и читателями другой есть взаимодействие если не мгновенное, то близкое к тому.

…само выдвижение меня на Нобелевскую премию возбуждено не в той стране, где я живу и пишу.

Так я понял и ощутил на себе: мировая литература — уже не отвлечённая огибающая, уже не обобщение, созданное литературоведами, но некое общее тело и общий дух, живое сердечное единство, в котором отражается растущее духовное единство человечества, а между тем внутренних дел вообще не осталось на нашей тесной Земле! И спасение человечества только в том, чтобы всем было дело до всего: людям Востока было бы сплошь небезразлично, что думают на Западе; людям Запада — сплошь небезразлично, что совершается на Востоке. И художественная литература — из тончайших, отзывчивейших инструментов человеческого существа, одна из первых уже переняла, усвоила, подхватила это чувство растущего единства человечества.

Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие, так чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами,— и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. а сами мы при этом быть может сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнём вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесём, и соблюдём мировые пропорции.

Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом, и простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь!

Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни,— но выйти на бой!»

♦ Какую особенность мировой литературы отмечает автор? а как он называет писателя?

♦ чем может литература, по мнению а. И. Солженицына, помочь миру в его раскалённый час? Как она может противостоять жестокому натиску открытого насилия?

♦ Изменилось ли ваше представление о значимости литературы в современном обществе?

♦ Какой должна быть современная русская литература, чтобы быть востребованной читателем?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

«Пресс» (в группах)

♦ Солженицын всегда был убеждён, что линия борьбы между

Добром и злом не имеет очевидной, наглядной прямизны, что она часто лабиринтна, что революции и всякие реформы не выпрямляют пути истории, а часто запутывают и усложняют их, что сама человеческая история уже обременительна, непосильна для природы, для человеческой души. В чём же советует он искать опору, свет надежды, систему моральных ориентаций? ♦ Прочитайте «лихое зелье» а. И. Солженицына — одну из «крохоток» (серия микрозарисовок, притч, эссе, дневниковых записей писателя в духе «Записей» В. астафьева и «Камешков на ладони» В. Солоухина), опубликованную в 1998 г., и попробуйте уловить элементы надежды, веры в человека, пробивающиеся сквозь покров усталости и тревоги великого подвижника-моралиста.

ЛИХОЕ ЗЕЛЬЕ

Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой радостью взбрасываются сорняки — не только без ухода-досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. то-то и пословица: лихое зелье — нескоро в землю уйдёт.

Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?

Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давно, что в наисегодняшнем сегодня,— понуро склоняешь голову: да, знать — таков закон всемирный. И нам из него н

Похожие сочинения

  1. Тема свободы в произведениях Солженицына
    В 1960-е годы получили распространение “Крохотки” Солженицына, его стихотворения в прозе. В тон тургеневскому восклицанию “Мы еще повоюем!” Солженицын писал: “Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно еще и пожить!” (”Дыхание”). “Крохотки”...смотреть целиком
  2. «Лагерная» тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова"
    Наш спор – не церковный о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры, Наш спор – о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов «Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие...смотреть целиком
  3. Жизнь и творчество А. Солженицына
    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой...смотреть целиком
  4. Проблема положительного героя в творчестве А. И. Солженицына
    Солженицын родился и вырос в Ростовской губернии. До войны работал учителем математики. Во время Великой Отечественной войны на фронте он переписывался с приятелем. Переписку регулярно прочитывали. Друзей посадили в лагерь. Солженицын пробыл там пять...смотреть целиком
  5. Суровая правда жизни в произведениях А. И. Солженицына
    ...Первым осмелился сказать правду о сталинизме ...первый призвал и себя, и нас не лгать. "Литературная газета". 1989, 7 июня Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном...смотреть целиком
  6. «Настоящий писатель - то же, что древний пророк». А. П. Чехов
    Памятник запытанным на следствии, растрелянным в подвалах, умерщвленным на этапах и в лагерях — создан. Л. Чуковская Общеизвестна истина: каждая эпоха творит своего героя, наиболее полно воплотившего ее проблемы, противоречия,...смотреть целиком
  7. Гулаговская проблематика в прозе Солженицина и Шаламова  Новое!
    Воссоздана трагедия, не имевшая аналогов ни в России, ни в мире. В сравнении с дореволюционной тюрьмой оттеняется бесчеловечность тюрьмы советской. «Взрыв атавизма». Причина возникновения и существования ГУЛага - нравственная, умственная и гражданская...смотреть целиком