В романе "Война и мир" Толстой "со строгостью судьи и гражданина" вершит нравственный суд над
высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России.
Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда.
Нравственность, как считает писатель, — это умение почувствовать свое "я" как часть общечеловеческого
"мы". Любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею
совестью.
Иные отношения Толстого к высшему свету, "завистливому и душному для сердца вольного и пламенных
страстей" (Лермонтов).
С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и
знакомимся со "сливками" этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой
развенчивает утонченные манеры этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество,
нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все
неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или
злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении
Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к "приличьем стянутым маскам", к маскараду.
Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным
энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке.
Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой "веретена с разных
сторон равномерно и не умолкая шумели". Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся
государственные интриги, решаются личные проблемы, строятся корыстные планы: подыскиваются места для
неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или
замужества.
В этом свете, как рисует Толстой, "кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные".
Вспомним искаженные лица "скорбной" Друбецкой и "благостного" князя Василия, когда они вдвоем вцепились
в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.
А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая "военная операция", тщательно продуманная
Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий
врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых — мышеловка захлопнулась. Начинается
осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить
эту операцию.
О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету?
С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой "объяснение в любви" Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной.
Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в
любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену
будет видеть редко.
Все приемы хороши, чтобы добиться "славы, денег и чинов". Можно вступить в масонскую ложу, делая
вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в
это общество с одной целью завести выгодные знакомства. А Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре
увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они
добивались в жизни.
Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он
рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и
оставив у себя несколько тысяч оброка. И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может
бросить на произвол судьбы.
Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Открыто изменяет мужу, цинично
заявляет Пьеру, что не желает иметь от него детей. Даже красота и молодость у людей высшего света
принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой.
Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина и ей подобные. Их патриотизм проявился в отказе от
французской кухни и французского театра.
Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: "Что
я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона". А когда до придворных
дошло известие об оставлении Москвы французам, то князь Василий говорил, что нельзя было ожидать ничего
другого от слепого развратного старика. Толстому особенно ненавистна императорская "игра в войну", для
Александра I действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу — это одно и то же (вспомним его
спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением). В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает
карьеризм, служба "лицам, а не делу", боязнь личной ответственности за принятое решение. Вот почему так
невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского.
Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были обеспокоены не столько его будущим
результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской
милости.
С суровой беспощадностью Толстой "срывал все и всяческие маски" с представителей высшего света,
обличая антинародную сущность их идеологии людского разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к
людям.

Похожие сочинения

  1. Лев Толстой – классик мировой литературы
    В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат...смотреть целиком
  2. Творчество Толстого для детей  Новое!
    А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург и публицист реалистического направления, получил первое признание читателей после выхода его сборника прозы «Сорочьи сказки» (1910) - серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют идеи, их форма...смотреть целиком
  3. Лев Николаевич Толстой великий русский писатель  Новое!
    Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, родился 28 августа 1828 года. Ему было 9 лет, когда погиб Пушкин. Тринадцатилетним подростком он узнал о дуэли и смерти Лермонтова. Когда умер Гоголь, он был уже автором повести “Детство”. Толстой знал...смотреть целиком
  4. Драмы души (Позднее творчество Л.Н.Толстого)
    Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т.Драйзер К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России....смотреть целиком
  5. Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века)  Новое!
    В начале 80-х гг. происходит ре­шительный перелом во взглядах Толстого на жизнь, на ее нравст­венные основы, на общественные отношения. «Со мной сделался переворот, — признавался писатель, — который давно готовился во мне и задатки которого всегда были...смотреть целиком
  6. Уход Л. Н. Толстого из Ясной Поляны  Новое!
    Последние годы жизни Толстого были для него очень мучитель­ными. Он честно следовал своим принципам: отказался от всех имущественных прав, даже от права собственности на свои сочинения. Но жизнь в Ясной Поляне все же тяготила его: сама по себе обстановка...смотреть целиком
  7. Что скрыто за вопросом о смысле жизни в понимании Л. Н. Толстого
    По мнению Толстого человек находится в разногласии, разладе с самим собой. В нем как бы живут два человека – внутренний и внешний, из которых первый недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, чего хочет первый. Эта противоречивость, саморазорванность...смотреть целиком