Страница: [ 1 ]  2  

В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат великие творения классика русской в мировой литературы Льва Толстого.

Произведения второй половины 50-х годов. Поражение России в Крымской войне обострило социальные и общественные противоречия, сложившиеся в русской жизни к середине 50-х годов. Переломный период в истории русского обществ и русской литературы отразился и в творчестве Толстого. От военной тематики писатель обращается к проблеме наиболее актуальной в условиях русской жизни середины 50-х годов — крестьянской. Однако изменение тематики не меняет основного направления творчества Толстого. Его новые произведения — «Утро помещика» (1856), «Люцерн» (1857), «Казаки» (1852— 1853) запечатлели разные варианты исканий героя, переступившего порог юности, и, следовательно, генетически были связаны с автобиографической трилогией.

В начале 80-х годов происходит решительный перелом во взглядах Толстого на жизнь, ее нравственные основы, на общественные отношения. Лев Толстой, принадлежавший по рождению и воспитанию к высшей помещичьей знати в России, «порвал со всеми привычными взглядами этой среды и в своих последних произведениях обрушился с страстною критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь».

Писатель становится выразителем идей и настроений русского патриархального крестьянства, что и предопределило как сильные, так и слабые стороны его мировоззрения и творчества. Теперь Толстой на все явления жизни, на все стороны эксплуататорского общества смотрит глазами народа. Он последовательно защищает интересы «земледельческого класса», призывает к уничтожению зла и насилия во всех их разновидностях, но без применения силы. Речь идет не о проповеди равнодушия, безразличия к господствующему злу, несправедливости, угнетению. Толстой призывает к борьбе с ними, однако борьба эта должна быть ненасильственной, бескровной, ибо любое насилие (в том числе и революционное), по мнению писателя, только увеличивает зло. «Как огонь не тушит огня, так зло не может потушить зла»,— писал Толстой в трактате «В чем моя вера?».

Учение о нравственном самоусовершенствовании, о непротивлении злу насилием, которое Толстой рассматривал как действенное средство в борьбе с общественной несправедливостью, определяло характер его творчества конца XIX — начала XX в. В публицистических произведениях «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство божие внутри нас», «Так что же нам делать?» и других Толстой с полной искренностью рассказывал о своих новых взглядах. С позиций патриархального крестьянства он подвергал страстной критике не только основы жизни господствующих классов, но отвергал даже завоевания культуры и цивилизации, коль скоро они, по мысли Толстого, не содействовали улучшению жизни простого трудового народа, были недоступны для восприятия крестьян и не приносили им прямой и непосредственной пользы. Он не делал исключения и для своего собственного художественного творчества предыдущих периодов.

Стремясь реализовать на практике свои новые требования к литературе, а также шире распространить свои новые взгляды, Толстой создал ряд народных рассказов («Чем люди живы», «Два брата и золото», «Упустишь огонь — не потушишь», «Много ли человеку земли нужно» и др.), близких по стилю к фольклорным произведениям — притчам, сказкам, легендам. Он рассматривал свои народные рассказы как своеобразное практическое руковод-

ство в повседневной жизни, как опыт создания новой литературы, адресованной читателям всех сословий и всех возрастов. Максимально просто и доходчиво он обличал несправедливость всего строя, утверждал те вечные общечеловеческие истины, которые с детских лет были близки ему,— о братстве и единстве людей, о любви к людям как основе человеческого существования и т. д. Эти возвышенные идеи нередко выражались у него в форме религиозной проповеди, содержали поучения о христианской кротости и терпении.

К народным рассказам по содержанию, внутреннему пафосу и стилю близка народная драма «Власть тьмы» (886), замечательная своим народным языком, запоминающимися характерами действующих лиц, суровым реализмом в изображении деревенского быта. Здесь с необычной даже для Толстого прямотой и жестокостью нарисована потрясающая картина гибели нравственных устоев патриархальной деревни под воздействием проникающих в нее буржуазных порядков, денежных отношений, «власти тьмы». В результате неплохой по натуре деревенский парень Никита начинает стремиться к богатству и в конечном счете становится убийцей.

Сближаясь с народниками в обличении растлевающего влияния города, Толстой в то же время нисколько не идеализирует деревню. Пьеса производит страшное и мрачное впечатление, несмотря на финальное покаяние Никиты, к которому он пришел отчасти под влиянием своего отца, Акима, проповедующего излюбленные идеи самого Толстого о «жизни по правде» и непротивлении.

Другой аспект русской жизни был отражен в остроумной комедии «Плоды просвещения» (890), в которой ощущаются живые традиции поэмы «Горе от ума» и «Ревизора» (быстрота развития действия, сатирические характеристики персонажей, меткий язык, мастерство диалога). Уже в заглавии содержится определенная перекличка с предыдущей пьесой Толстого: там тъм&Ш здесь свет («просвещение»). В действительности в комедии злоЯ и язвительно высмеиваются увлечение образованных и «просвечй щенных» господ спиритизмом, глупые барские затеи, особенно нелепые и даже оскорбительные на фоне мужицкой нищеты. В пьесе прямо и непосредственно сталкивается барский мир с миром народным. Образы крестьян, обладающих трезвым умом, ясным сознанием, созданы Толстым с глубоким сочувствием. Они выступают как судьи никчемной, глупой и по существу темной жизни господ. Пьесы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», воплотившие единый авторский замысел, воспроизводят две стороны одного и того же социального зла.

В исследовательской литературе уже сделаны многие сопоставления определенных образов и мотивов в творчестве Толстого и Франко. Однако, как справедливо пишет Н. Е. Крутикова, дело даже не в конкретных аналогиях. Могущественное влияние толстовского реалистического гения проявилось у Франко прежде всего «в решительном повороте к действительности, в стремлении к художественной типизации хорошо знакомых явлений и характеров из жизни всех слоев галицкого общества, в присущем писателю вниманию к тончайшим переживаниям и психологическим оттенкам». Художественный опыт Толстого оказал благотворное воздействие на художественное творчество Франко, на развитие сложных форм анализа духовной жизни персонажей в его произведениях (внутренний монолог, несобственногпрямая речь, психологизация портретов действующих лиц и т. д.). Изучение «диалектики души» давало возможность Франко осознать законы развития личности в ее социально-исторической обусловленности (сборник «У потчола»).

Создание многопланового романа в украинской реалистической литературе в последней трети XIX в. было бы невозможно без учета художественных открытий Толстого. Так, Панас Мирный, с именем которого связано появление в украинской литературе романа-эпопеи, во многом воспользовался примером своего гениального современника. Работая над заключительной частью своего романа «Гулящая» («Повия»), Панас Мирный с напряженным интересом следил за публикацией «Воскресения» и учитывал творческий опыт великого русского писателя.

Для демократических украинских писателей нового поколения (О. Кобылянская, В. Стефаник, С. Васильченко и др.) творческие достижения Л. Толстого, как и других русских классиков, способствовали развитию и разрешению широкого идейно-художественного значения.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Дети в изображении Л. Толстого
    В одной из своих статей Л. Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая...смотреть целиком
  2. О творчестве Л. Н. Толстого  Новое!
    В отличие от многих молодых авторов, публично дебютирующих ученическими произведениями, Л. Толстой вошел в художественную литературу уже полностью сложившимся, зрелым и самобытным писателем. Автобиографическая трилогия, которой ознаменовалось начало...смотреть целиком
  3. Драмы души (Позднее творчество Л.Н.Толстого)
    Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т.Драйзер К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России....смотреть целиком
  4. Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны
    Будучи сам защитником Севастополя, Л. Н. Толстой сумел реалистично изобразить будни войны, ее тяготы и невзгоды. Писатель был решительно против “красивого” изображения боя. В “Севастопольских рассказах” на первое место выходят не битвы и сражения, а...смотреть целиком
  5. Портрет Л. Н. Толстого работы И. Крамского
    В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в упор прозорливо и испытующе мудрец в мужицкой рубахе. Взгляд его таит необыкновенную силу, которую воспринимаешь...смотреть целиком
  6. Литература и жизнь в трактовке Толстого  Новое!
    Сочинение на примере романа «Война и мир». Литература и жизнь. Как связаны эти понятия? Литературу невозможно воспринимать в отрыве от действительности. Литература является как бы второй параллельной реальностью. Многие аспекты жизни пересмотрены в ней...смотреть целиком
  7. Уход Л. Н. Толстого из Ясной Поляны  Новое!
    Последние годы жизни Толстого были для него очень мучитель­ными. Он честно следовал своим принципам: отказался от всех имущественных прав, даже от права собственности на свои сочинения. Но жизнь в Ясной Поляне все же тяготила его: сама по себе обстановка...смотреть целиком