Литература и жизнь. Как связаны эти понятия? Литературу невозможно воспринимать в отрыве от действительности. Литература является как бы второй параллельной реальностью. Многие аспекты жизни пересмотрены в ней по-иному. Литература вытекает из жизни. Ведь потребность писать возникает в результате каких-то переживаний, накопления определенного жизненного опыта, который может быть полезен людям.

Толстой не выдумывал свои романы и рассказы. Они являются следствием его жизненного опыта, его логическим продолжением. Его жизнь отражается в его произведениях, но многое пересматривается под другим углом. Свое детство он описывает в автобиографической повести «Детство», впечатления от войны — в «Севастопольских рассказах». Вернувшись с войны, он наверстывает упущенное в литературных салонах Петербурга, а потом, остыв, уезжает в Ясную Поляну, где женится и живет, почти не выезжая. Из всего его жизненного опыта он понял, что истина жизни — в максимальной естественности, приближенности к народу, одной из его главных жизненных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос и без которой мы не знали бы Толстого-писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья — это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья — это передача опыта поколений, своеобразие нации. Свою дань семье Толстой отдает не только в жизни, но и в литературе.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями, и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». Но мне его прочтение еще предстоит.

А подробно я остановлюсь на самом известном романе писателя «Война и мир». Несмотря на то что сам Толстой говорил, что в романе главная мысль — «мысль народная», нельзя принижать значение «мысли семейной». Ведь по жанровому своеобразию «Война и мир» — это семейная хроника. Если взять голый сюжет, то это будет история нескольких дворянских семей в эпоху Отечественной войны 1812 года. Война рассматривается через призму «семейной мысли».

Как же раскрывается эта мысль в романе? Семей в романе много, но мировоззрение Толстого можно проследить на трех: Ростовы, Болконские и Курагины. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светская жизнь, любовь, война. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

Болконские и Ростовы — это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа Ростова — любимые герои писателя. Однако, несмотря на это, отношения между этими семьями не всегда остаются безоблачными. Андрей Болконский не любит Николая Ростова. Марья Болконская первоначально пренебрежительно относится к Наташе Ростовой.

Такие противоречия возникают из-за различной нравственной основы семей. В семье Ростовых было принято не бояться выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей они воспитывали Соню и Бориса. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Все это отражалось на материальной стороне жизни Ростовых — они почти полностью обеднели. Только из такой семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но: не несущие никаких духовных ценностей. Именно поэтому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.


В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна: Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, является наградой за страдания. Князь Андрей — это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный. Его призванием становится социально-политическая сфера.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай — княжна Марья. То же самое должно было. произойти между князем Андреем и Наташей, но этому мешает смерть Болконского.

Тема семьи у Толстого тесно переплетается с женскими o6разами в романе. Если роль мужчины, по Толстому, проявляется в социальной сфере, то призвание женщины — семья. Некоторые женщины не могут создать своего дома. Это Элен и Анна Шерер. Для писателя это люди, утерявшие свое женское начало, пример нравственного уродства. Другое дело — княжна Марья и Наташа Ростова. Несмотря на то что природа их различна (Наташа — чувство, Марья — ум и религиозность), именно они становятся настоящими матерями и женщинами. В такой чести будет отказано Элен, и она, как пустоцвет, будет отсеяна природой. Толстой убежден, что назначение женщины — быть женой и матерью. Таким образом, писатель, употребляя свой излюбленный прием — антитезу, Ростовым и Болконским противопоставляет семью Курагиных.

Курагины у Толстого - это символ деградировавшей семьи. Семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. В отношениях Элен и Анатоля Толстой видит нечто противоестественное природе. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибли во время войны. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз — «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка вырастут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа — Пьер. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Семья для Толстого — это средство самореализации, это один из критериев, по которым нужно судить человека. Ведь жизнь человека коротка и то, как он передает свой жизненный опыт детям, то, как он их воспитает, будет влиять на нравственный облик последующих поколений. Семья — это одно из самых важных приобретений человечества, и только в ней можно воспитать полноценного человека.

Похожие сочинения

  1. Лев Толстой – классик мировой литературы
    В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат...смотреть целиком
  2. Раннее творчество Льва Толстого
    Дело искусства — отыскивать фокусы и выставлять их в очевидность. Фокусы пти, по старому разделению. — характеры людей; но фокусы эти могут быть характеры сцеп, народов, природы. Л. Толстой В апреле 1851 года, 22-летним...смотреть целиком
  3. Редкие писатели так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н. Толстой
    В человеке должно быть вс,е прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. П. Чехов Эти слова, пожалуй, больше всего подходят Наташе Ростовой, любимой героине Льва Николаевича Толстого. Почему же именно она? Наверно, каждый писатель вкладывает в каждого...смотреть целиком
  4. Познавательные сказки Л. Н. Толстого
    Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и...смотреть целиком
  5. Чехов был несравненный художник "художник жизни" (Л.Н. Толстой)
    А.П. Чехов прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей. Писатель рассказывает...смотреть целиком
  6. Раздумья Толстого об историческом прошлом и настоящем  Новое!
    Два гусара — отец и сын Турбины. Сопоставляются два поколения. Одно — участники Отечественной войны (у Турбина-старшего есть «медаль 12-го года»), другое — современники, люди 50-х годов, усвоившие новые, «практические» взгляды на жизнь. Это слово — практический...смотреть целиком
  7. Критическое освещение жизни у Толстого
    В отличие от Тургенева и Достоевского, Л. Толстой в начальный период своего творчества не испытал значительного влияния Гоголя. Темы и образы гоголевских произведений не получили непосредственного отражения и продолжения в творчестве Толстого. На первый...смотреть целиком