Темы сочинений. Духовная и внешняя красота в образах Марьи Болконской и Элен Курагиной. Противоречивый образ Анны Карениной (по одноименном романе Л. Толстого). Что делает человека счастливым? Немецкий философ Кант утверждал, что только сознательное следование обязанности. Л. Толстой считал, что только в гармонии естественных нужд с моральными требованиями можно получить счастье. Именно эту мысль писатель эмоционально убедительно воплощает в образах женщин, в частности Марьи Волконской и Элен Курагиной.

Почему именно эти женские образы такие убедительные учитывая проблему морали? Наверное, потому, что во всем они противоположны. Для Марьи придерживаться морали было не тяжелее, чем дышать. Нормы поведения, привитые в семье, диктовали мотивы поступков. Именно поэтому она искренне любит людей: беспокоится за брата, помогает, когда нужно, дает кров путникам. Интересно, что автор постоянно подчеркивает ее внешнюю непривлекательность, тогда как о Элен говорит, что она красавица.

Элен знает, что красивая, и ведет себя так, будто разрешает любоваться собой. Но ее красота будто отражает взгляды захвата. Сама она не отдает людям ничего. Да и что отдавать? Ее отец научил видеть во всем выгоду для себя и не терять ее. Так вот люди для нее интересны лишь учитывая то, что от них можно иметь. Она напоминает бездушную куклу, которая некогда не изменяется. Но как же может полюбить такую женщину добрый доверчивый Пьер? Именно потому, что не очень разбирался тогда в людях, так как все ему казались прекрасными. Хотя и он ощутил неестественность ситуации и фразу о любви к Элен выдавил из себя на французском. Ее внешняя красота оказалась обманчивой, равно как обманчивой оказалась некрасивость Марьи Болконской.

И рассмотреть, увидеть внутреннюю красоту этой героини не дано было легкомысленному Анатолю, брату Элен. Ее увидел и искренне полюбил Николай Ростова, который смотрел только в ее лучистые странные глаза. Свое отношение к героиням Толстой высказал, срисовав их дальнейшую судьбу. Марью Болконскую он наградил доброй женской судьбой: у нее семья – любимый муж, дети. Элен же в своих расчетах так и потерялась, ей не судилось, не только счастье, а и самой жизни, которой она оказалась не достойна.

Почти все образы, которые мы встречаем в романах Л. Толстого, волнуют нас и трогают глубочайшие, тончайшие струны души. Почему так происходит? Чем особым наделил писатель своих героев?

Роман «Анна Каренина» повествует о непростой судьбе женщины. Анна Каренина – женщина из высшего мира, которая имеет мужа и малого сына, но влюбляется во Вронского, предавая своего мужа. Жизнь Анны минует во внутренних разногласиях, она не может бросить ни мужа, ни возлюбленного, ее переживания преисполнены драматизма. Анна заканчивает жизнь самоубийством.

На первый взгляд, Анна Каренина – изменница, она совершает аморально и предавая, и совершая самоубийство. Или не достаточно оснований, чтобы осудить эту женщину, не разбираясь в сложности ее жизни и натуры? Нет, я уверен, что не достаточно! Анна по-настоящему любит Вронского. Это не порочное стремление развлечений и приключений, не легкомысленный поступок, а искреннее чувство. Анна – женщина высшего мира. Представление о высшем мире того времени мы имеем большей частью с литературой, высший мир выдается нам искривленным, с ошибочной моралью, двойными стандартами. И вот в высшем мире встречаем женщину, что способна на чувство глубокое и страстное. Но у Анны уже есть муж, причем она также любит его. Тем не менее брак и материнские чувства не остановили ее на пути измены, которые не свидетельствовали в ее пользу.

Важным мотивом романа Толстого, который помогает разобраться в сложном образе Анны, есть мотив бессилия человека перед событиями жизни, которой драматически усложняется и запутывается все больше. Здесь сразу возникает несколько важных проблем. Во-первых, проблема сильной личности, во-вторых, проблемы выбора. Построив отношения с Вронским, Анна делает губительный, тем не менее сознательный выбор! Мне кажется, в этом ее сила, так как не каждый человек способен вопреки стандартам поведения в обществе, пусть ее выбор и не достоин.

Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается известной фразой «Все счастья семьи похожи одно на другое, каждая несчастная семья несчастна по-своему». Также автор ставит вопросы связи между людьми, единства людей. Часто человека отторгают от других людей, от общества. Но посмотрим же, на общество, которое окружает Анну, оно не осуждает измены или тайные отношения. Достойно ли оно уважения? Вряд ли. Не сформировало ли оно Анну, или не обусловило поступок? Думаю, очень малой мерой. Противоречивость образа Анны заключается и в том, что это не простое развлечение, интрижка, это чувство-страсть.

В романе Л. Толстого противоречивыми и сложными есть не только образы персонажа, а и все, что окружает их. Общественное устройство, обстоятельства и т.п.

Образ Анны Карениной, мастерски созданный выдающимся русским прозаиком Львом Толстым, не является однозначным. Он не может быть объяснен или классифицирован как лишь положительный или лишь отрицательный. Душа Анны – целый мир, многогранный и непростой. И что бы не совершал человек, надо обращаться к мотивам, которые побуждали его к поступкам. Нет, эти мотивы не способны полностью ее оправдать, а часто даже усложняют понимание человека или литературного образа, но они являются важными и мы не можем ими пренебрегать. Образ Анны Карениной учит нас, кроме всего другого, не воспринимать жизнь однопланово, не делить все черное и белое, а воспринимать мир в его неоднозначности и противоречивости так же, как мы восприняли образ Анны.

Похожие сочинения

  1. Рассказы Льва Толстого о животных
    Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни...смотреть целиком
  2. Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны
    Будучи сам защитником Севастополя, Л. Н. Толстой сумел реалистично изобразить будни войны, ее тяготы и невзгоды. Писатель был решительно против “красивого” изображения боя. В “Севастопольских рассказах” на первое место выходят не битвы и сражения, а...смотреть целиком
  3. Сочинение по автобиографической трилогии Л. Толстого
    Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала «Современник» повестей Л. Толстого «Девство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти получили название...смотреть целиком
  4. Сказки Л. Н. Толстой – художественный анализ. Детские народные сказки
    Великий знаток народной крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он Писал их для «Азбуки» и «Русских книг для чтения». Книги предназначались для школ. Тут много...смотреть целиком
  5. Высший свет в изображении Л. Н. Толстого
    В романе "Война и мир" Толстой "со строгостью судьи и гражданина" вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями:...смотреть целиком
  6. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой
    Нет Величия там, где нет простоты, добра и правды. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой выводит свою теорию о роли личности в истории. Справедливо полемизируя с буржуазными учеными, создавшими культ великой личности, исторического...смотреть целиком
  7. Характеристика художественного мира Л. Н. Толстого  Новое!
    пафос напряженного поиска истины, форм духовного «единения людей» и путей нравственного самосовершенствования личности; утверждение морали в качестве главного критерия оценки общественной жизни; чуткость по отношению к движению истории; стремление...смотреть целиком