Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  [ 10 ]  11  12  13  14  15  16  

ослепить зрителей; оно красиво, но бесплодно. Рудин умирает
великолепно, но вся жизнь его не что иное, как длинный ряд самообольщений,
разочарований, мыльных пузырей и миражей.
Всего печальнее то, что эти миражи обманывали не его одного; с ним
вместе, за него и часто сильнее его самого, страдали люди, принимавшие его
слова на веру, воспламенявшиеся вместе с ним и не умевшие остыть тогда,
когда остывал Рудин. Особенно вредно Рудины действуют на женщин; женщины в
нашем обществе нередко до седых волос остаются детьми; они не знают жизни,
потому что сами не сталкиваются с нею; они не знают того, как лгут в жизни,
поступками и словами, на каждом шагу и при каждом удобном случае, иногда
даже лучшие люди и добросовестнейшие деятели; они видят этих людей и
деятелей в домашнем костюме, когда вицмундиры сменяются простыми сюртуками;
они слышат, как эти люди рассуждают о своей деятельности, и много фальшивой
монеты принимают за наличную. Упоминая таким образом о женщинах, я, конечно,
не говорю о тех несчастных личностях, которых горькая нужда слишком хорошо
познакомила с грязью жизни или которых уродливое воспитание сделало
нечувствительными к каким бы то ни было впечатлениям, кроме чисто физической
боли и чисто физического наслаждения.
Некоторая независимость от внешних обстоятельств совершенно необходима
для того, чтобы человек мог мыслить и чувствовать; если человек целый день
работает для того, чтобы не умереть с голода, и утоляет свой голод для того,
чтобы завтра опять целый день работать, то он прозябает, а не живет; он
черствеет, тупеет, покрывается какою-то ржавчиною; в этом и заключается
деморализирующее, опошляющее влияние пауперизма, которого не испытывают
животные и который страшным бременем тяготеет над человеком. Следовательно,
говоря о психической жизни женщин, я поневоле принужден ограничиваться теми
сферами, в которых эта психическая жизнь не подавлена и не забита ежечасною,
тревожною заботою о куске хлеба; такие женщины, знающие жизнь настолько,
насколько пожелают показать им эту жизнь их папеньки, опекуны или супруги,
любят смелые речи Рудиных; они в этих людях надеются увидеть тех героев, к
которым инстинктивно стремятся их желания; они надеются через них
познакомиться с тою более полною и широкою жизнью, они привязываются к этим
людям тою пылкою любовью, которою мы любим наши лучшие надежды, наши светлые
мечты, наши благородные стремления; все то, что дает нам силы переносить
тягости жизни, все это воплощается для женщины в образе того человека,
который горячим словом шевельнул ее мозговые нервы; тут обмануться, тут
разочароваться значит упасть с страшной высоты; вынести такое падение,
окрепнуть после такого грубого удара удается очень немногим.
Вот в каком отношении Рудины принимают на себя страшную
ответственность; кто будит в человеке его лучшие инстинкты, тот должен и
удовлетворить их требованиям; кто ведет слабого ребенка на крутую гору, тот
может сделаться преступником, если не поддержит до самого конца горы это
существо, верующее в его силу и смело пошедшее за ним по его призыву;
оставить такое существо на половине дороги, когда впереди страшная крутизна,
а сзади страшный спуск в сырую трущобу, - это непростительно: тут извинением
не может служить ни ошибка, ни слабость; когда берешься устроивать чужую
жизнь, надо взвесить свои силы; кто этого не умеет или не хочет сделать, тот
опасен, как слабоумный или как эксплуататор.


V



Выкупающие стороны, отмеченные мною в характере Рудина, не встречаются
в личностях Эльчанинова и Шамилова. Сущность типа состоит, как мы видели, в
несоразмерности между силами и претензиями; дух бодр, плоть немощна - вот
формула рудинского типа. Несоразмерность эта может происходить или от
избытка претензий, или от недостатка сил. Рудин воплощает в себе первый
момент; Эльчанинов и Шамилов служат представителями второго. Рудин - человек
очень недюжинный по своим способностям, но он постоянно собирается сделать
какой-то фокус, перескочить a pieds joints {Обеими ногами, сразу (франц.). -
Ред.} через все препятствия и дрязги жизни; этот фокус ему не удается,
потому что он вообще удается только немногим счастливцам или гениям;
вследствие этого Рудин истощается в бесплодных попытках, разливается в
рассуждениях об этих попытках и дальше этого не идет; деятельность
обыкновенного работника мысли ему сподручна, да вот, видите ли, он -
белоручка, он ее знать не хочет; ему подавайте такое дело, которое во всякую
данную минуту поддерживало бы его в восторженном состоянии; он черновой
работы не терпит, потому что считает себя выше ее. Эльчанинов и Шамилов,
напротив того, представляют собою полнейшую посредственность; они даже в
мечтах своих слишком высоко не забирают; им с трудом достаются даже такие
рядовые результаты, как кандидатский экзамен; они - просто лентяи, не
решающиеся сознаться самим себе в причине своих неудач.
В каждом обществе, дурно или хорошо устроенном, есть два рода
недовольных; одни действительно страдают от господствующих предрассудков,
другие страдают от побочных причин и только сваливают вину на эти
предрассудки. Одни жалуются на то, что масса их современников отстает от
них; другие - на то, что эти же современники идут мимо них, не обращая
внимания на их возгласы и трагические жесты; к числу первых относятся
Галилей, Иоанн Гус, аболиционист Броун; к многочисленной фаланге вторых
принадлежат разные непризнанные дарования и непонятые души, люди, нищие
духом и не решающиеся убедиться в своей нищете. Один, положим, оказался
неспособным кончить курс и вследствие этого кричит, что система преподавания
уродлива, а преподаватели - взяточники; другому возвратили нелепую статью из
редакции журнала - он начинает жаловаться на тлетворное направление
периодической литературы; третьего выгнали из службы за то, что он пьет
запоем, - он становится в мефистофелевские отношения к современному порядку
вещей. Критические отношения к действительности неизбежны и необходимы, но
критиковать надо честно и дельно; кто кидается в отрицание с горя, с досады,
чтобы сорвать зло за личную неприятность, тот вредит делу общественного
развития, тот роняет идею оппозиции и подрывает в публике доверие к тем
честным деятелям, с которыми он, по-видимому, стоит под одним знаменем.
Когда вы горячо спорите о чем-нибудь, то нет ничего неприятнее, как
услышать от другого собеседника плохой аргумент в пользу вашего мнения;
нечестный или ограниченный союзник в умственном деле, в борьбе принципов -
вреднее врага; поэтому псевдопрогрессисты мешают делу прогресса гораздо
сильнее, чем открытые обскуранты, если только последние в борьбе с новыми
идеями останавливаются на одной аргументации. Мелкие представители
рудинского типа схватывают на лету свежие идеи, выкраивают себе из них
эффектную, по их мнению, драпировку и, закутываясь в нее, до такой степени
опошливают самую идею, что становится совестно за них и до слез обидно за
идею. Возьмем, например, Шамилова. Он пробыл три года в университете,
болтался, слушал по разным предметам лекции так же бессвязно и бесцельно,
как ребенок слушает сказки старой няни, вышел из университета, уехал
восвояси, в провинцию, и рассказал там, что \"намерен держать экзамен на
ученую степень и приехал в провинцию, чтобы удобнее заняться науками\".
Вместо того чтобы читать серьезно и последовательно, он пробавлялся
журнальными статьями и тотчас по прочтении какой-нибудь статьи пускался в
самостоятельное творчество; то вздумает писать статью о Гамлете, то составит
план драмы из греческой жизни; напишет строк десять и бросит; зато говорит о
своих работах всякому, кто только соглашается его слушать.


Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  [ 10 ]  11  12  13  14  15  16  

Похожие сочинения

  1. Поэтическое миросозерцание И.А.Гончарова
    Дарование Гончарова-романиста раскрылось в "Обломове" во всем его богатстве, со всеми его особенностями. Еше Белинский в связи с "Обыкновенной историей" отмечал такую черту писателя, как его объективность, стремление представить в...смотреть целиком
  2. Идейно художественные особенности романов Гончарова и их значение  Новое!
    Романы Гончарова очень своеобразны по идейному содержанию и художественной форме. От романов Тургенева они отличаются гораздо большим интересом автора к повседневной бытовой жизни господствующих слоев русского общества. И эта жизнь изображена писателем...смотреть целиком
  3. Особенность «карьерной» повести Гончарова
    Особенность «карьерной» повести Гончарова состоит в том, что преодоление романтического идеала, приобщение к суровой деловой жизни столицы расценивается писателем как проявление объективного общественного прогресса. История героя оказывается...смотреть целиком
  4. Понятие о литературном типе (на примере творчества И. А. Гончарова)  Новое!
    В статье «Лучше позже, чем ни­когда» Гончаров писал: «...если образы типичны, они непременно отражают на себе — крупнее или мельче — и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны. То есть на них отражаются, как в зеркале, и явления общест­венной жизни,...смотреть целиком
  5. Эволюция героев Гончарова  Новое!
    Изучая судьбы русских писателей XIX века, начинаешь невольно привыкать к тому, что зачастую их жизнь обрывалась пулей, виселицей, каторгой, безумием… Рылеев и Радищев, Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Достоевский – в биографии каждого из этих великих писателей...смотреть целиком