Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  [ 15 ]  16  

ева и Писемского. Кроме
того, о таком романе, как \"Тысяча душ\", нельзя говорить вскользь и между
прочим. По обилию и разнообразию явлений, схваченных в этом романе, он стоит
положительно выше всех произведений нашей новейшей литературы. Характер
Калиновича задуман так глубоко, развитие этого характера находится в такой
тесной связи со всеми важнейшими сторонами и особенностями нашей жизни, что
о романе \"Тысяча душ\" можно написать десять критических статей не исчерпавши
вполне его содержания и внутреннего смысла! Об таких явлениях говорить
всегда кстати; говорить о них - значит говорить о жизни, а когда же
обсуждение вопросов современной жизни может быть лишено интереса? Поэтому я
теперь постараюсь в нескольких словах сгруппировать выводы, которые могут
быть сделаны из теперешней моей статьи:
1) Я считаю трех названных мною романистов важнейшими представителями
современной поэзии и отвергаю заслуги наших лирических поэтов, за
исключением гг. Майкова и Некрасова.
2) В романе Гончарова я вижу только тщательное копирование мелких
подробностей и микроскопически тонкий анализ. Ни глубокой мысли, ни
искреннего чувства, ни прямодушных отношений к действительности я не
замечаю.
3) В Писемском и в Тургеневе я дорожу преимущественно их отрицательным
и совершенно трезвым воззрением на явления жизни.
4) Писемский глубже Тургенева захватывает эти явления, изображает их
более густыми красками и по жизненной полноте своих творений, как
\"черноземная сила\", стоит выше Тургенева.

1881 г. Ноябрь.




ПРИМЕЧАНИЯ



Писемский, Тургенев и Гончаров

Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова

Обе статьи тематически тесно связанные между собою, первоначально
появились в журнале \"Русское слово\" за 1861 г. (первая статья - в кн. 11;
вторая - в кн. 12). Затем вошли в ч. I первого издания сочинений (1866).
Разночтения в этих двух прижизненных публикациях незначительны. Даты под
статьями выставлены в первом издании. Здесь воспроизводятся по тексту
первого издания с исправлением мелких его погрешностей по тексту \"Русского
слова\".
Развернутая в этих статьях критика отношений, господствовавших в
феодально-крепостническом обществе, и защита прав личности вызвали резкие
нападки на Писарева со стороны реакционеров и царской цензуры. Характерна
история рассмотрения этих статей в цензуре после выхода в свет ч. I первого
издания сочинений. В отношении цензурного комитета в Главное управление по
делам печати от 22 марта 1866 г. говорилось:
\"В... критических статьях... содержатся рассуждения автора о
достоинствах замечательнейших сочинений гг. Гончарова, Тургенева и
Писемского и, по этому поводу, о различных житейских вопросах современного
русского общества. Из этих рассуждений в цензурном отношении обращают на
себя внимание взгляды автора: 1) на супружеские отношения, 2) на воспитание
детей, 3) на взаимные обязанности родителей и детей и 4) на религиозные
внушения\". И далее, формулируя пункты обвинения в отношении данных статей,
цензурный комитет указывал на резкую критику со стороны Писарева воспитания
в буржуазно-дворянской семье, калечащего детей, на критику складывающихся в
этой семье ненормальных отношений между детьми и родителями (см. статью В.
Е. Евгеньева-Максимова \"Писарев и охранители\" - \"Голос минувшего\", кн. 1-4,
1919, стр. 144-145).

1 Нравственная философия - устарелый термин для обозначения социологии,
науки об обществе, сводившейся у социологов-идеалистов, пользовавшихся этим
термином, к отвлеченной постановке этических проблем.
2 Намек на расправу немца Вергейма с извозчиком в Петербурге - см.
прим. 52 к статье \"Схоластика XIX века\".
3 Ср. строки Некрасова о русском крестьянине в стихотворении
\"Размышления у парадного подъезда\":

Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи.

Цитата из стихотворения Некрасова, запрещенного цензурой до 1863 г.,
была возможна только в виде краткого намека, хорошо, впрочем, понятного
читателю ввиду широкого распространения этого стихотворения в списках среди
демократической интеллигенции (в 1860 г. оно было также опубликовано в
\"Колоколе\" Герцена).
4 \"Эпилог к ненаписанной поэме\". - Под таким названием и в
изуродованном виде из опасения цензурных преследований была напечатана
Некрасовым в февральской книжке \"Современника\" за 1858 г. поэма
\"Несчастные\", посвященная изображению царской каторги. - \"Живя согласно с
строгою моралью\" - стихотворение Некрасова \"Нравственный человек\" (1846).
5 В годы учения в Петербургском университете Писарев был близок к
литературному кружку Майковых. Положительная оценка поэзии А. Н. Майкова
характерна для начального периода деятельности Писарева в \"Русском слове\".
Первый полемический выпад против поэзии Майкова как проявления \"чистого
искусства\" был сделан Писаревым в статье \"Цветы невинного юмора\" (1864).
6 \"Очерки кругосветного плавания\" - \"Фрегат \"Паллада\" Гончарова; книга
печаталась отдельными очерками в разных журналах, начиная с 1855 г.;
отдельным изданием вышла в 1858 г.
7 Резкая оценка известного филолога И. И. Срезневского (1812-1880),
основоположника истории русского языка как отдельной дисциплины, характерна
для отношения к нему Писарева (см. ее развитие в статье \"Наша
университетская наука\", даны, изд., т. II).
8 Бешметев - действующее лицо в повести Писемского \"Тюфяк\".
9 Имеются в виду два произведения так называемой \"обличительной
литературы\" конца 1850-х гг. (см. прим. 30 к статье \"Схоластика XIX века\"):
комедия В. А. Соллогуба \"Чиновник\" (1856), где выступает \"добродетельный\"
чиновник Надимов, шумно обличающий взяточничество и пр., и комедия H. M.
Львова \"Предубеждение, или не место красит человека, а человек - место\"
(1858).
10 См. прим. 32 к статье \"Схоластика XIX века\".
11 В романе \"Орас\" Жорж Санд в лице героя произведения, по имени
которого назван роман, выведен тип либерального фразера, заботящегося в
конечном счете лишь о своем преуспевании.
12 См. прим. 7 к статье \"Идеализм Платона\".
18 \"Русская беседа\" - см. прим. 2 к статье \"Схоластика XIX века\". -
чДены - еженедельная славянофильская газета, издававшаяся Ив. Аксаковым с 15
октября 1861 г. до 1865 г.
14 Московскими доктринерами Писарев иронически называет М. Каткова и
других постоянных сотрудников \"Русского вестника\".
15 ...некоторые девушки ходили на лекции в университет... - См. прим.
13 к статье \"Схоластика XIX века\". -...и ходят до сих пор в
Медико-хирургическую академию. - Медико-хирургическая академия стала
доступной для женщин в 1861 г.
16 В киевской газете \"Современная медицина\" в 1861 г. был помещен
фельетон, в котором реакционный автор пошло зубоскалил на тему о том, как же
женщины-врачи, если они появятся, будут лечить мужчин.
17 Т. е. в статье \"Писемский, Тургенев и Гончаров\".
18 См. статью Писарева 1859 г. \"Обломов\". Роман И. А. Гончарова\" в этом
томе.
19 Свистуны - см.


Страница: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  [ 15 ]  16  

Похожие сочинения

  1. Жизнь и творчество Гончарова
    Иван Александрович Гончаров родился 6 июня 1812 г. в Симбирске (ныне Ульяновск). Симбирск был в то время маленьким губернским городком, быт которого носил ещё прочный отпечаток патриархальной старины. Сонные улицы города с их дворянскими и купеческими...смотреть целиком
  2. Очерк о жизни и творчестве И. А. Гончарова
    Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти конкретных слов, выражающих его авторскую позицию. Но ее можно узнать через мнения персонажей, через ситуации, в которых...смотреть целиком
  3. Мир Гончарова (о жизни и творчестве писателя)  Новое!
    И. А. Гончаров был убежден: дело литературы — изображать лишь то, что уже сложилось и отсто­ялось в жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нужда­ется в эпически спокойном изображении», поэтому и сюжеты всех его романов...смотреть целиком
  4. Понятие о литературном типе (на примере творчества И. А. Гончарова)  Новое!
    В статье «Лучше позже, чем ни­когда» Гончаров писал: «...если образы типичны, они непременно отражают на себе — крупнее или мельче — и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны. То есть на них отражаются, как в зеркале, и явления общест­венной жизни,...смотреть целиком
  5. Диалоги героев в романах Гончарова  Новое!
    Гораздо большее место и значение, нежели портретно-бытовые характеристики, раскрывающие образ жизни героев, получают в романах Гончарова диалоги героев, раскрывающие их образ мыслей. Подавляющее большинство сцен в каждом романе строится по диалогическому...смотреть целиком