Школьное сочинение по рассказу «Матренин двор». Солженицын Александр Исаевич жил в нелегкие годы Советской России. Один из многих авторов он творил в Сталинскую эпоху, которая характеризуется господствующими насилием, деспотизмом и произволом власти. Переживания людей вызваны несправедливым социальным строем, они очень сильно волновали Солженицына. Один из немногих, он не побоялся рассказать честно о жизни крестьян, об их проблемах, автор показывает нелегкую, полную трагизма судьбу русских людей, раскрывает причины его несчастий в рассказе «Матренин двор».

Действие рассказа происходит в деревне Тальново. Ее обитатели живут в непригодных для человека условиях: нет электричества, билетов на железнодорожный проезд, пунктов медицинского обслуживания. В центре сюжета Матрена, потерявшая мужа и шестерых детей, ее нелегкая, тяжелая жизнь колхозницы. У нее есть только больная кошка, да тараканы с мышами, которые живут за стенкой. Из-за отсутствия денег, в доме нет даже радио, а из живности во дворе живет коза, которую Матрена может с трудом прокормить. Она тяжело болеет, но инвалидом не является, ей не платят пенсию так как она работала в колхозе, а не на заводе, она может добиваться лишь пенсии по утере кормильца. Ей необходимо постоянно приносить всевозможные справки, но и они не подходят, ее всегда посылают обратно. Это отражает бюрократические законы того времени, эксплуатацию государством обычных людей. Крестьяне не могли использовать продукты своих усилий, они все отдавали правящим органам. Солженицын пишет о том, что велась добыча торфа на болотах, но он не продавался простым людям, а полностью уходил начальству, и о том, как женщинам приходилось его воровать, чтобы прожить зиму. Мало того, государство забирало землю у людей, не платило им деньги за работу. Вышестоящие органы не ценили труд крестьян, не давали им почувствовать себя свободными, уничтожали в них чувство собственного достоинства. На мировоззрение людей очень повлияло социальное неравенство общества. Когда человека окружают труднейшие, невыносимые условия, он становится все более озлобленным, пытаясь выжить в нечеловеческих условиях, его не интересует совесть, честность и справедливость. Вокруг Матрены люди, полные жадности и корысти. Даже самые близкие люди (Фаддей, три сестры старой женщины) интересуются при жизни Матрены только тем, кому достанется ее дом. Этих родственников волнует только их материальное благополучие.




Не смотря на окружающих ее людей, Матрена чтит законы доброты, ею правят всепрощение и любовь.

Она не остается равнодушной к чужим просьбам, помогает в любой тяжелой работе. Чувство сострадания переполняет душу героини, она взяла к себе бездомную кошку и воспитала чужую девочку. У Матрены богатый духовный мир, благодаря этому, она не смотрит на трудности, она пытается найти хорошее в тяжелой работе, общается с природой, даже спасает фикус во время пожара. Она сильно отличалась от большинства людей того времени, для нее был не приемлем культ вещей. В духовном , Матрена опережала своих соседей. Несмотря на то, что Матрены была доброй и имела чистые помыслы, она погибает. И драматизм ситуации в том, что Матрена одинока в своем истинном человеческом стремлении. Ее не понимают ни муж, ни сестры, ни золовки, они называют смешным и глупым ее стремление помочь бесплатно ближнему, упрекают в том, что к смерти она не накопила имущества.

Все, что у нее осталось - это коза, грязно-белая, кошка колченогая и фикусы. Все, кто ее окружали так и не поняли ее праведности. Не поняли, что без такой чистоты не выстоит ни село, ни город, ни весь мир.

Страшный вывод, который приходит после знакомства с рассказом Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор», это то, что чем беднее человек в материальном плане, тем более нищим он становится и в духовном. Жестокость и черствость людей не позволяет увидеть и оценить добро. В своем рассказе Александр Исаевич впервые открыл глаза на трагизм истории русского народа. Немного позднее эту тему затронут в своих произведениях писатели Абрамов, Шукшин и другие.